Клёзы, шлеры, кранц, шпрух… «Что это?» — озадачатся и спросят сегодня многие молодые немцы Казахстана. И не их вина, что современная жизнь с молниеносной скоростью вытесняет народную культуру, сметает из нашего культурного и бытового пространства предметы, которые были в обиходе старших поколений; предметы, с которыми шли под венец, потому что они являлись обязательным атрибутом свадебного костюма и свадебной обрядности; предметы, которые помогали верующим соблюдать нормы ежедневной праведной жизни. Где можно получить информацию о том, как жили немцы в Казахстане 100 или 50 лет назад? Какие традиции соблюдали, какими правилами руководствовались?
Чтобы ответить на эти вопросы, следует обратиться к книгам, научным статьям и другим публикациям, а также к музейным экспозициям. Последние, главным образом, предоставляют нам визуальную возможность соприкоснуться с народной немецкой культурой, ощутить свою сопричастность с историей народа. К сожалению, музея немцев Казахстана, подобно музею российских немцев в Германии (Museum für russlanddeutsche Kulturgeschichte, Detmold), нет. Но за последние несколько десятилетий в регионах Казахстана, где с конца ХIХ-ХХ в. компактно проживали немцы, в крупных историко-краеведческих музеях, а также в центрах встреч при немецких культурных обществах, в небольших музеях при сельских школах, в музейных уголках Домов дружбы были собраны уникальные предметы культуры и быта, воспоминания старожилов, фотодокументы и другие материалы по истории и культуре этнических немцев Казахстана.
В декабре 2017 г. алматинским культурно-этническим обществом немцев «Возрождение» был начат исследовательский проект по изучению существующих коллекций экспонатов. Главной целью проекта является создание «Реестра немецких коллекций по истории и культуре в музеях Республики Казахстан».
Участники проекта под научным руководством кандидата исторических наук Юлии Ивановны Подопригоры выезжают в этнокультурные экспедиции в регионы нашей страны, ведут поиск и сбор информации о немецких коллекциях, выясняя, где и в каком состоянии находятся экспонаты, их сохранность, осуществляют фотодокументирование музейных экспонатов, расположенных как в экспозициях, так и хранящихся в фондах музеев. Особый интерес, в силу своей малоизученности, представляют этнографические коллекции, вещевой фонд, а также фотодокументальный материал по истории и культуре немцев той или иной области Казахстана.
С 9 по 11 января этого года Е.А.Хабарова (координатор СЦВ, историк по образованию) и Ю.В.Еремин (ответственный за фотосъемку), участники проекта, сотрудники и активисты алматинского общества немцев «Возрождение» при организационной помощи общества немцев г.Тараза провели обследование немецкой коллекции в Жамбылском областном историко-краеведческом музее. Жамбылский областной историко-краеведческий музей был открыт в 1931 году, о чем свидетельствуют архивные документы. В зале этнографии находится уголок, в котором представлена небольшая выставка экспонатов быта немецкого этноса. Среди экспонатов есть очень ценные вещи, такие как ручная швейная машинка фирмы «Зингер» начала XX века. История этой машинки очень интересна. В семью Александра Абрамовича Гибнера она была передана его мамой — Марией Аугустовной Дитман, которая в сентябре 1941 года была выслана из деревни Мариенцильт Воронежской области в Свердловскую область, город Верхняя Тура. Одна из немецких семей, к сожалению, фамилия данной семьи неизвестна, подарила эту машинку Марие Аугустовне. В 1975 году семья Гибнер переехала в Казахстан, и эта машинка была передана сыну, Александру Абрамовичу. В 2014 году Александр Абрамович Гибнер, президент ОО «Общество немцев Жамбылской области», передал эту машинку в зал «Этнографии», где она и находится сейчас. Несколько картин ручной работы Елизаветы Изак, немки, жившей на Урале, впоследствии переехавшей в Киргизию, нарисованных на простой фанере от посылок, выполненные в технике масло (XX век, 60-е годы), были подарены Марии Аугустовне Дитман, также сейчас находятся в Жамбылском областном историко-краеведческом музее.
С 15 по 21 января Подопригора Ю.И. и Еремин Ю.В. выезжали в Павлодарскую область (г.Павлодар, г.Экибастуз, с.Успенка, с.Розовка) и Семипалатинский регион ВКО (г.Семей, с.Бородулиха, с.Бескарагай). Насыщенный график этнокультурной экспедиции позволил охватить несколько государственных историко-краеведческих музеев (в городах Тараз, Павлодар и Экибастуз), школьный музей в с.Розовка, а также недавно созданный районный музей в с.Успенка и музейные уголки-комнаты в районных Домах дружбы в сс. Бескарагай и Бородулиха). В Павлодаре нам представилась возможность поработать в музейных фондах Государственного историко-краеведческого музея им. Г.Н.Потанина и ознакомиться с уникальными предметами немецкой коллекции начала ХХ в., некоторые из которых еще только ждут описания и своих исследователей. В экибастузском подразделении павлодарского областного музея нами были изучены так называемые накопительные папки о знаменитых немцах в истории Экибастуза (Г.Г.Фридрих, А.М.Бауэр, А.И.Витт, Г.И.Мозер), а также зафиксирован одни из ярких экспонатов немецкой коллекции — музыкальный инструмент фисгармония, в конце ХIХ — начале ХХ в. широко использовавшийся как в католических, так и протестантских богослужениях немцев, а также в светской культуре. Кстати, это одна из трех фисгармоний, которые удалось обнаружить в Павлодарской области. В зале Трудовой Славы угольного разреза ТОО «Богатырь-Комир» запылившиеся папки и черно-белые фотографии на стендах хранят информацию о немцах-героях, передовиках индустриальной истории советского Казахстана. Например, в Книге Почета работников разреза «Северный» за 1963 г. можно увидеть наградной лист И.И.Мозера, машиниста экскаватора №126, бригадира отвального участка, бригада которого выполнила нормы на 107,5%, и многих других советских немцев, трудившихся на предприятии. На наш взгляд, эта страница (индустриальная история) в истории немцев Казахстана еще не раскрыта и требует внимательного изучения.
Несколько слов следует сказать и о музее в с. Успенка. Музей был открыт в 2015 г., и немецкая коллекция этого районного музея — это экспонаты, которые удалось спасти из исчезнувшего музея в с. Константиновка (больше известного в советскую эпоху как колхоз-миллионер «30 лет Казахской ССР»). В начале 1970-х гг. Я.Г.Геринг инициировал создание музея в колхозе. Специально для музея было построено отдельно стоящее здание и собраны уникальные экспонаты первых поселенцев, начиная с 1907 г., когда меннонитскими переселенцами из Екатеринославской и Таврической губерний было основано с. Константиновка. И сегодня сотрудники музея в с.Успенка бережно хранят память о немецкой истории района, но сталкиваются с трудностями в профессиональном описании и изучении коллекции, учете и сохранности экспонатов. Трепетное и бережное отношение к историко-культурному наследию народа, которое можно наблюдать повсеместно в сельской глубинке, всегда вызывает уважение и восхищение. И, напротив, вызывает недоумение отсутствие заинтересованности и понимания важности исследуемой нами темы у сотрудников Семипалатинского государственного областного историко-краеведческого музея. К сожалению, нам не удалось провести исследовательскую работу в музее, так как, по словам главного хранителя музейных фондов, предметов по истории и культуре немецкого населения края у них нет. Данный музей был основан в 1883 г. и является одним из старейших и крупных на территории Казахстана, а немецкие переселенцы (офицеры, аптекари, врачи, банковские служащие, ссыльные политические деятели, чиновники переселенческих отделов, аграрные мигранты и пр.), начиная с конца ХIХ в. – начала ХХ в. оставили свой след в истории изучения и освоения края. К сожалению, в музейных фондах семипалатинского музея этот след, скорее всего, утрачен.
В селах Бородулиха и Бескарагай (прежнее название – Большая Владимировка) нам удалось ознакомиться с немецкими экспозициями в кабинетах этнокультурных объединений при Домах дружбы. Данные экспозиции — относительно новое явление в этнокультурном развитии немцев региона. Коллекции по истории немцев стали формироваться с 2011 г., и методистам этих культурных центров удалось собрать и представить предметы культуры и быта немецкого населения. Среди них нам удалось зафиксировать следующие уникальные экспонаты: в с. Бородулиха — сундук конца ХIХ — начала ХХ в., привезенный поволжскими немцами во время депортации. Семейная история семьи Шмисс – Дерксен гласит, что данный сундук был подарен на свадьбу и бережно храним несколькими поколениями семьи. В с. Бескарагай — женское платье начала ХХ в. (приблизительно 1914 – 1915 гг.), принадлежавшее О.Э.Зигле, из семьи кавказских немцев, проживавших до депортации в немецкой колонии Еленендорф. Необходимо отметить, что, зачастую предметы в данных коллекциях никак не учтены, не изучены, требуют реставрации, описания и фотодокументирования, которое могут сделать только профессиональные музейные работники (очевидно, что подобного рода специалистов в сельских районных центрах просто нет). При этом следует сказать, что сегодня создание подобных кабинетов-комнат в отдаленных сельских уголках – один из действенных способов сохранения этнокультурного наследия немцев Казахстана. Именно сюда приходят сельские школьники и открывают для себя новые страницы в истории своего народа, именно сюда на различные мероприятия приходят сеньоры (пенсионеры), чтобы поделиться воспоминаниями и передать опыт.
Следующие пункты в нашем маршруте: Усть-Каменогорск, Зыряновск, Шемонаиха, Костанай, Лисаковск, Караганда, Астана. Будем надеяться, что нас ждут новые интересные встречи и открытия в нашем этнокультурном поиске!
http://old.wiedergeburt.kz/cache/widgetkit/gallery/157/EYV_0012-fb4ac35ec1.jpg
Юлия Подопригора, Елена Хабарова