История этнических немцев Казахстана насчитывает более ста лет, начиная с формирования немецких поселений в Туркестане и Степном крае в конце ХIХ — начале ХХ вв. Тем не менее, этнографическим изучением немецкого населения Казахстана учёные стали серьёзно заниматься лишь в конце ХХ — начале ХХI вв., поскольку до 1917 г. вопросы этнической истории немецкого населения в Казахстане, этнографическое изучение немцев Казахстана не были предметами специальных исследований, а в советский период в течение длительного времениредкие исследования по проблемам немцев, проживающих в республиках СССР, в том числе и в Казахстане, были недоступны или в лучшем случае малодоступны широкой научной общественности.
В 1980-х гг. учёные впервые обращаются к этнографическому изучению немцев в Казахстане, где к тому времени проживала самая многочисленная группа немецкого населения в СССР. Так, в 1984-1985 гг. сотрудниками Института истории и этнографии им. Ч. Валиханова Академии наук Казахской ССР была исследована структура и тип семьи у немцев Семиречья. Результаты работы выявили следующее: немецкая семья состояла из малых двухпоколенных семей с различными вариациями; численность семей — 3-5 человек, для которых были характерны малодетность и эгалитарные равноправные отношения в семье. В 1989 г. сотрудниками этого института в рамках этносоциологического исследования по теме «Изучение основных тенденций в развитии социокультурного облика национальных меньшинств в условиях полиэтнического населения Казахстана» была выявлена характеристика этнокультурного облика сельских немцев Казахстана в местах дисперсного расселения (на примере Алматинской области). Результаты этой работы выявили тенденцию этнической, языковой и культурной ассимиляции немецкого населения русским населением; значительное сужение сферы применения немцами родного языка и расширение сферы влияния русской культуры на немцев Казахстана. В 1986 г. О. В. Наумова и С. В. Чешко, сотрудники Института этнографии Академии наук СССР, провели этносоциологическое обследование нескольких групп немецкого населения в Казахстане, по результатам которого появился ряд публикаций. В последующие годы комплексные этнографические исследования немецкого населения в областях Казахстана были практически приостановлены по разным причинам (массовая эмиграция немцев из Казахстана, включая и немцев-исследователей, отсутствие финансирования исследований и т. п.).
В современный период в Казахстане предпринимаются попытки возобновить исследовательский интерес к этой проблеме. В 2008 и 2013 гг. сотрудниками Института философии и политологии Министерства образования и науки Республики Казахстан было проведено комплексное социологическое исследование адаптивных практик немцев Казахстана, направленное на выяснение важных для немцев социальных, экономических, культурных проблем и на поиск их решения через изучение общественного мнения самих казахстанских немцев. В 2018 г. было проведено комплексное социологическое исследование этнических немцев Казахстана «Социальный портрет этнических немцев, проживающих в Казахстане». За последние несколько лет опубликован ряд работ, в которых рассматривается история и современные этносоциальные процессы у немцев Казахстана.
Следует отметить также и роль музеев Республики Казахстан (РК) в изучении традиционной культуры казахстанских немцев. С середины 1990-х гг., т. е. с началом этапа массовой эмиграции немцев в казахстанских музеях начинается работа по комплектованию, систематизации, научному изучению коллекций, посвящённых истории и культуре немцев Казахстана (см. Приложение 1). Помимо этого, в музейных уголках при региональных немецких этнокультурных объединениях, в небольших музеях при сельских школах, в музейных комнатах при Домах дружбы были собраны немногочисленные коллекции предметов культуры и быта казахстанских немцев, воспоминания старожилов, фотодокументы и другие материалы.
Особенно хочется отметить экспозиции, посвящённые традиционной культуре немцев Казахстана в кабинетах этнокультурных объединений при Домах дружбы, формирующиеся с начала 2010-х г. Эти экспозиции — относительно новое явление в этнокультурном развитии немцев региона, и зачастую предметы в таких коллекциях никак не учтены, не изучены, требуют реставрации, описания и фотодокументирования, которое могут сделать только профессиональные музейные работники (очевидно, что подобного рода специалистов в сельских районных центрах просто нет). Но, несмотря на это, сегодня создание подобных музейных кабинетов-комнат в отдалённых сельских уголках — один из действенных способов сохранения этнокультурного наследия немцев Казахстана. Количеству и уникальности собранных в них экспонатов позавидуют многие государственные музеи. Именно сюда приходят сельские школьники и открывают для себя новые страницы в истории своего народа. Именно сюда на различные мероприятия приходят пенсионеры, чтобы поделиться воспоминаниями и передать опыт.
В современный период, когда народная культура немцев Казахстана, в силу целого ряда причин, стремительно исчезает, важно проводить систематические комплексные этнографические исследования. Совместные усилия учёных (этнографов, историков, социологов), музейных работников, активистов этнокультурных объединений будут способствовать изучению, сохранению и популяризации этнокультурного наследия казахстанских немцев.
Важным шагом в этом направлении следует считать исследовательский проект — этнокультурную экспедицию — Общественного фонда «Казахстанское объединение немцев «Возрождение»», целью которой стал поиск и сбор информации о немецких коллекциях, находящихся в современных государственных музеях РК, а также в сельских школьных музеях, в музейных коллекциях при Домах дружбы, в музейных уголках при региональных немецких этнокультурных объединениях; фотодокументирование и описание музейных экспонатов. За период с декабря 2017 по март 2018 гг. были обследованы музеи в 15 городских и сельских населённых пунктах: г. Астане, Алматы, Таразе, Павлодаре, Экибастузе, с. Розовка Павлодарского района Павлодарской области, с. Успенка Успенского района Павлодарской области, г. Семее, с. Бородулиха Бородулихинского района ВКО, с. Бескарагай Бескарагайского района ВКО, г. Усть-Каменогорске, г. Зыряновске, г. Шемонаихе ВКО, г. Лисаковске Костанайской области, г. Караганде. В сборе материала оказывали содействие Ю. Буданова и Е. Хабарова. Полученный материал был описан, тематически сгруппирован в разделы и подразделы, которые связали в единое логическое целое различные стороны жизни и быта немцев Казахстана в разные периоды истории и в разных регионах расселения немцев в РК.
Таким образом, была предпринята попытка систематизировать материал по традиционной культуре немцев Казахстана, имеющийся в музейных коллекциях, а также включить в круг изучения ранее недоступные памятники материальной культуры немцев Казахстана. Подобного рода исследовательская работа была проведена впервые, и в последующем необходимо продолжить работу по этому направлению в других регионах РК для создания объективной актуальной информативной картины о музейных коллекциях по истории и культуре немцев Казахстана.
Эта работа — «Предметы по истории и культуре немцев Казахстана из музейных коллекций Республики Казахстан. Реестр» —хронологически охватывает конец ХIХ — ХХ вв. и включает в себя описание изобразительных, письменных и вещественных источников, обнаруженных в различных музейных коллекциях РК.
Фотоматериалы — ценные и информативные изобразительные источники для визуализации истории, помогающие воссоздать облик людей ушедших эпох, их занятия, окружавший их предметный материальный мир. В немецких музейных коллекциях РК это, как правило, либо семейные фотографии конца ХIХ — начала ХХ вв., либо портреты знаменитых немцев РК. Фотоматериалы, отражающие хозяйственный уклад и быт немецких переселенцев в Казахстане, в основном представлены в сельских общественных или школьных музеях.
Письменные источники характеризуют социокультурную деятельность немецкого населения Казахстана. В фондах и экспозициях обследованных музеев РК сосредоточены документы, отражающие различные этапы истории казахстанских немцев: справки о конфирмации, свидетельства о рождении, свидетельства о браке, аттестаты об образовании, справки о депортации и составе хозяйства, справки-постановления о реабилитации, почётные грамоты за трудовые достижения, письма, периодические издания и книги. Среди последних можно выделить многочисленные коллекции религиозной литературы, что свидетельствует о высокой степени религиозности немецкого населения в Казахстане. Практически в каждом исследованном музее, в каждом музейном уголке, как в больших городах, так и в отдалённых сёлах, есть несколько экземпляров Библий, молитвословов и иной религиозной литературы, датируемой ХIХ в., отпечатанной готическим и латинским шрифтами, привезённых в Казахстан в начале ХХ в. или в период депортации, хранившихся в семье, но оставленных здесь немцами в период массовой эмиграции в 1990-е годы. Как и многие иные вещественные источники, вещевые коллекции отражают характер основных традиционных и подсобных занятий, а также бытового уклада немцев Казахстана.
Немцы, переселившиеся в Казахстан в конце ХIХ — начале ХХ вв., принесли с собой не только традиции германских земель, выходцами из которых являлись их предки, но и умения, хозяйственные навыки, сформировавшиеся в европейских немецких колониях Российской империи. Пашенное земледелие и животноводство составляли основу традиционного хозяйства немцев. В немецких посёлках и Туркестана, и Степного края немцы занимались разведением крупного рогатого скота (КРС), свиноводством и овцеводством, а также проводили большую племенную работу, выводили новые породы КРС и лошадей. В течение короткого времени большинство немецких хозяйств стало высокотоварным, чему способствовала помощь материнских колоний, а также практика общинной взаимовыручки, создание кооперативов, товариществ. В начале ХХ в. как в северо-восточных, так и в южных регионах Казахстана, помимо изготовления молочных продуктов в домашнем подворье, у немцев существовали потребительские кооперативы, занимающиеся переработкой молока и изготовлением масла, различных видов сыра и пр. Например, в 1909 г. в с. Романовка был открыт единственный в Туркестанском крае маслозавод, где имелось и сыроваренное отделение. В 1912 г. в немецких колониях Аулиеатинского уезда Сыр-Дарьинской области действовало четыре сыроваренных и шесть маслобойных заведений кустарного типа; в первой половине 1920-х гг. в меннонитских сёлах Павлодарского уезда были созданы различные формы кооперации, которые, в числе прочего, занимались переработкой мясомолочной продукции и изготовлением масла, сыра, колбас. Земельные реформы 1920-х гг., национализация и коллективизация нанесли ущерб традиционному немецкому хозяйству: исчез традиционный тип немецкого поселения, были нарушены привычные хозяйственные и общинные связи. Во второй половине ХХ в., несмотря на активные процессы межэтнической интеграции, немецкие совхозы и колхозы сохранили традиционную специализацию хозяйств, а некоторые из них стали флагманами сельскохозяйственного производства республики — как, например, колхоз «30 лет Казахской ССР» в Павлодарской области. Под руководством Я. Г. Геринга колхоз превратился в передовое экономически крепкое хозяйство, стал опорно-показательным в области и республике в сфере поливного земледелия и животноводства.
Как уже было отмечено выше, в личном подворье переработка мяса и молока была обязательной частью традиционного хозяйственного уклада крестьянской немецкой семьи. Одни из самых многочисленных и часто встречающихся предметов, использовавшихся немецкими хозяйками для переработки молока, являются маслобойки разных форм, сепараторы и формы для масла (фунтницы); для переработки мяса использовали мясорубки-колбасницы и прессы для изготовления колбасы.
Мебель, представленная в музейных коллекциях, преимущественно кустарного производства: во многих посёлках были мельницы, кузницы, столярные мастерские. Изготовлением мебели в немецких сёлах Казахстана занимались, как правило, плотники и столяры. До наших дней в музеях Восточно-Казахстанской (ВКО), Павлодарской и Костанайской областей сохранились такие образцы деревянной мебели немецких мастеров, как комоды, диваны с открывающейся крышкой, раздвижные кровати, табуреты, коромысла, прялки, плетёные корзины, колыбели и пр.
Дома и хозяйственные постройки немцев в Казахстане, как и в других регионах проживания, всегда отличались от поселений и жилищ окружающего населения. Существовали такие понятия, как «немецкий дом», «немецкая деревня, посёлок». В таком типе немецкого жилища сохранялись традиции всех прежних мест проживания немцев до переселения их на территорию Казахстана. Однако, начиная со второй половины ХХ в., различия между типом немецкого жилища и жилищем окружающего населения постепенно стирались. Оставались значительные различия в планировке усадьбы, дома, во внешней отделке, наружных украшениях, а также в деталях интерьера.
Обычно немецкий посёлок состоял из двух-трёх улиц, которые располагались с юга на север, дома строились в ряд. В центре селения, в меннонитских посёлках в частности, находились молитвенный дом и школа (как правило, это было одно здание), позже (в советский период) — клуб и магазин.
В конце ХIХ — начале ХХ вв. первыми (временными) жилищами немецких переселенцев были землянки. Выкапывали яму в земле, выкладывали из дерновых пластов стенку высотой в 2-3 фута (60-90 см), спереди оставляли проём для окна, сзади дверь, накрывали скошенной травой. Первые постоянные дома немцы строили из самана, кирпичa —сырца и целинного пласта. Саманные дома были менее теплыми, но более долговечными, чем пластянки. Очень редко, но строили и рубленные дома. Например, у переселенцев в с. Забаровка Павлодарского уезда возникла проблема со строительными материалами, т. к. г. Павлодар находился в 100 км от участка, а леса рядом не было: «…Абрам Абрамович Унру купил готовый сруб дома 6 х 6 м с доставкой до места… потом покупал материал дополнительно и, в конце концов, построил дом 6 х 10 м».
В последующие годы, когда кирпич стал доступным материалом, стали строить кирпичные дома. В немецких посёлках Кустанайского уезда основным строительным материалом был камень. Размеры жилища составляли 3 х 8 м, 4 х 10 м. Дома снаружи обмазывали глиной и белили. Фундамент и погреб делали из камня. В центре дома находилась кухня, а в центре кухни — печь-голландка. На улицу (на запад) выходила короткая сторона дома с одним окном, длинная сторона дома с двумя окнами и входом в дом была обращена на юг. Сарай пристраивался к короткой стороне дома, обращённой на восток. Напротив дома строилась летняя кухня, к которой примыкали хозяйственные постройки. Внутри немецкого дома из настенных украшений были часы, семейные фотографии и шпрухи. Например, в коллекции Успенского районного музея в Павлодарской области представлены часы 1907 г., которые, вероятнее всего, были привезены немецкими переселенцами из меннонитских материнских колоний Екатеринославской и Таврической губерний. Spruch (шпрух) — красочно оформленное настенное панно с изречениями из Библии, благословениями на ткани, бумаге, деревянной поверхности. На одном из 11 шпрухов, хранящихся в Лисаковском музее истории и культуры Верхнего Притоболья, можно прочитать следующее: «Wo kаine Bibel ist im Haus. Da sit еr (ett und) graurich aus. Da kert der beise Feint kern ein. Da macxt der libe Koot nicht rain» («В доме, где нет Библии, становится мрачно, там появляется враг, и любимому Богу нет места»).
На женщину в немецкой семье возлагалось ведение домашнего хозяйства, воспитание детей, а также изготовление предметов домашнего обихода с помощью прядения, вязания, вышивки. Наставления, пожелания, монограммы (именные метки) вышивались немецкими мастерицами на многих изделиях из ткани: панно, салфетках, полотенцах, постельных принадлежностях и пр. Например, полотенце с вышивкой «Mache Dich Rein!» («Навожу чистоту!») и др.
В музейных немецких коллекциях слабо представлены одежда и обувь немцев Казахстана. Зачастую в экспозиционных витринах, посвящённых истории и культуре казахстанских немцев, можно увидеть только современный немецкий фольклорный костюм, приобретённый в Германии. Тем ценнее найденное в далёкой сельской глубинке (с. Бескарагай ВКО), городское женское платье, которое в начале ХХ в. носила Оттилия Эмануиловна Зигле в закавказской немецкой колонии Helenendorf (Еленендорф, с 1938 г. — Ханлар). Или коллекции свадебных платьев и свадебных украшений жениха и невесты ручной работы (1940 — 1960 гг.), хранящиеся в фондах Лисаковского и Восточно-казахстанского музеев.
Музыкальные инструменты использовались как во время свадебных гуляний, праздников, так и во время богослужений (например, во время молитвенных собраний меннонитов, католиков). В разных регионах РК в музейных коллекциях сохранились такие предметы, какхакпрэтт или цимбал (Караганда), кларнет (нач. ХХ в., ВКО), пианино немецкой фирмы A.Heindorff.Berlin второй половины ХIX в. (Астана), фисгармонии (в количестве трёх штук в Павлодарской области) и пр.
Обследованные нами коллекции по истории и культуре немцев Казахстана разнообразны по своему содержанию (наполнению), степени сохранности, атрибутированности и пр., но при этом большинство из них мало изучены специалистами. Предметы материальной и духовной культуры должны не только сохраняться в музейных фондах и периодически экспонироваться на выставках, но и стать предметом научных исследований для сохранения исторической памяти этнических немцев Казахстана.
Калышев А. Б. Структура и тип семьи у немцев Семиречья // История немцев Центральной Азии. Материалы международной научно-практической конференции. Алматы, 10 октября 1997 г. — Алматы, 1998. С. 165-171.
2 Сакенова К. А. Характерные особенности этнокультурного облика сельских немцев Казахстана в местах дисперсного расселения (на материалах этносоциологического обследования Алматинской области) // История немцев Центральной Азии. Материалы международной научно-практической конференции. Алматы, 10 октября 1997 г. — Алматы, 1998. С. 171-187.
3 Наумова О. В. Национально-смешанные семьи немцев Казахстана (по материалам экспедиции 1986 г.) // Советская этнография, 1986. № 4. С. 67-99. Наумова О. В., Чешко С. В. Современные этнокультурные процессы у казахов и немцев Казахстана (опыт сравнительного анализа) // Этнокультурные процессы в национально-смешанной среде. М., 1989. С. 30-77.
4 Курганская В. Д., Дунаев В. Ю. Немцы Казахстана: комплексное социологическое исследование адаптивных практик немцев Казахстана. — Алматы, Ассоциация общественных объединений немцев Казахстана «Возрождение», 2008. С. 207. Курганская В. Д., Дунаев В. Ю. Общественное самоуправление немецкой диаспоры Казахстана: состояние и тенденции развития. Научно-аналитический отчет по итогам социологического исследования. — Алматы, Ассоциация общественных объединений немцев Казахстана «Возрождение», 2013. С. 197.
5 Подопригора Ю. И. Немцы Казахстана: история и современные этносоциальные процессы. // Ассамблея народа Казахстана, Комитет науки Министерства образования и науки Республики Казахстан, Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан, Ю. И. Подопригора. — Астана, 2016. С. 144. Немцы Казахстана: мост между Астаной и Берлином. Материалы международной научно-практической конференции (г. Астана. 5-7 октября 2015 г.). — Алматы, АООНК «Возрождение», 2015. Немцы Казахстана и Сибири: история и современные проблемы развития: материалы Международной научно-практической конференции // гл. ред. Селезнева И. А.; отв. ред. Бережнова М. Л., Курманова С. Р., Гизиева К. Ю. — М., Институт наследия, 2017.С. 198. Сосуществование этнических групп в Казахстане // Zusammenleben der Ethnischen gruppen in Kasachstan: научное издание // Кайзер М. [и др.]; Konrad Adenauer Stiftung. — Алматы, 2017/2018. С. 76 и пр.
6 В поисках народной культуры. http://old.wiedergeburt.kz/index.php/deutscheinkazakhstan/; http://daz.asia/ru/v-poiskah-narodnoj-kultury/
7 В этой работе обозначен раздел «Земледелие и животноводство», но не представлены источники, т. к. предметы (орудия земледелия и животноводства) практически отсутствуют в обследованных коллекциях.
8 Кригер В. Э. Рейн — Волга — Иртыш: из истории немцев Центральной Азии. — Алматы: Дайк-пресс, 2006. С. 29.
9 Подопригора Ю. И. Немцы Павлодарского Прииртышья. — Алматы, 2010. С. 30.
10 В Восточно-Казахстанском областном архитектурно-этнографическом природно-ландшафтном музее-заповеднике представлена немецкая усадьба середины ХХ в., восстановленная по плану дома немцев-спецпереселенцев из с. Герасимовка Уланского района ВКО.
11 Из истории немцев Павлодарского Прииртышья // Сост. Болтина В. Д., Покидаева Т. Е., Шевелева Л. Д. — Павлодар: ЭКО, 2015. С. 49-50.
12 Адам Я. В. Из истории семьи Унру // Немцы Сибири: история и культура. Материалы IV международной научно-практической конференции, г. Омск, 29-31 мая 2002 г. — Новосибирск: издательство Института археологии и этнографии СО РАН, 2003. С. 5.
13 Буданова Ю. П. Первые немецкие поселки в Кустанайском уезде. Село Надеждинка. История по материалам архивных документов и воспоминаний коренной жительницы села М. Я. Гофман (Белоусько) // Немцы Сибири: история и культура. Материалы VI Международной научно-практической конференции. — Омск: издательский дом «Наука»; издательство ОмГПУ, 2010. С. 189.
14 Более подробно см.: Буданова Ю. П., Потянова И. А. Панно «шпрух» — источник для изучения духовной культуры российских немцев // Немцы Казахстана и Сибири: история и современные проблемы развития. Материалы международной научно-практической конференции. Гл. ред. Селезнева И. А.; отв. ред. Бережнова М. Л., Курманова С. Р., Гизиева К. Ю. – М.: Институт наследия, 2017. С. 66-73. Буданова Ю. П., Потянова И. А. Панно «шпрух» «spruch» в коллекции Лисаковского музея. История формирования коллекции, классификация, трактовка текстов // Немецкие диалекты в России: прошлое, настоящее и будущее отечественной островной диалектологии: материалы научно-практической конференции. — Красноярск, 2011. С. 24-30.
Автор: Юлия Подопригора