Удивительное занятие – вышивание! Иголка, цветные нитки, кусочек ткани – и вот из-под рук вышивальщицы выходят волшебные узоры. Ведь действительно, вначале вышивка была сродни волшебству, её делали на одежде как оберег от зла и знак на привлечение добра.
«У народов древнего мира орнамент никогда не заключал ни единой праздной линии: каждая черточка тут имеет свое значение, является словом, фразой, выражением известных понятий, представлений», – так писал авторитетный историк искусств В.В. Стасов еще в 1872 году. Речь идет о геометрическом орнаменте, который лежал в основе первых в истории человечества вышивок. Узкой кромкой такого орнамента оформляли край одежды, вырез и швы, надеясь на силу защитной магии узора.
Немного об истории вышивания в Германии
Итак, искусствоведы утверждают, что вышивание было знакомо практически всем народам. Но более определенно ученые установили, что вышивка как искусство стала развиваться в странах Древнего Востока, а оттуда проникла в Западную Европу. Законодателями моды в нём стали Англия, Франция, Италия и Германия. Германское государство имело связи с Русью, и таким путем в русскую вышивку проникали образцы и с Запада, и с Востока. Подобное влияние установили российские исследователи, изучая орнамент на вышитых передниках середины XIX в. из Калужской губернии России.
Они нашли подобный мотив-раппорт на немецких тканях XVIII в., корни которого восходят к еще более древнему образцу из рукописи 1030 г. Более того, ученые проследили семантику образов, заложенную в этом орнаменте, до самого истока. Восстановленная схема передачи культурного кода выглядела следующим образом: изначально – Месопотамия, затем это наследие восприняли поочередно Персия, Арабский халифат, Византия, германские государства Европы и, наконец, Русь. Интересно, что истинная символика узора в русской деревне в XIX в. уже была забыта, но консервативная крестьянская среда сохраняла именно такое традиционное оформление женских передников как что-то необходимое.
Но вернемся в Германию. Историю немецкой вышивки от истоков до конца XIX в. исследовала Ханна Кронбергер-Френцен в 1939 г. Она показала, что в средневековой Германии это искусство развивалось по двум взаимозависящим направлениям. Одно из них – изысканное вышивание для высших и состоятельных слоев общества, которым занимались профессиональные мастера, создавшие гильдию вышивальщиков (входили туда, кстати, только мужчины). И, конечно, всегда жила народная, так называемая «домашняя вышивка», для украшения одежды и убранства дома. Профессиональная вышивка, как мы видели, имела много ресурсов для развития – новые идеи, свежие образцы рисунков из других стран, оригинальные техники и материалы. Однако, как бы не менялась мода, все-таки народная вышивка оставалась постоянной базой для немецкого искусства. Редко какая вышивка получается, если основывается только на вольном полете фантазии исполнителя. Нужен рисунок, образец, особенно для вышивания, которое выполняется по счету ниток ткани.
В 1523 г. в Аугсбурге типографским способом был выпущен первый сборник образцов для вышивания. Кроме Аугсбурга, такие издания также стали выходить каждый год в Кёльне, Франкфурте, Нюрнберге и других немецких городах. Эти книжечки небольшого формата были популярны и в городах, и в деревнях, их охотно покупали за пределами страны. Издатели вовсе не заботились об авторских правах и перепечатывали образцы друг у друга, создавая тем самым свободный обмен идей, столь полезный для творчества. В XVIII в. вышивание в Германии настолько вошло в моду, что им украшали буквально всё: белье, полотенца, пуфики и, конечно, все виды одежды. Для мужчин же было нечто особенное, например, вышитая кобура для пистолета, патронташ, чепрак под седло, чехол для трубки.
В высшем свете вышивание было признано «благопристойным и полезным наслаждением» для благородных дам. XVIII век – время господства французской моды и стиля барокко. Однако, как писала Ханна Кронбергер-Френцен, «когда мы сегодня изучаем успехи немецких мастеров того времени, поражает их самостоятельная обработка чужих идей», ибо в вышивке «лёгкий французский характер пропитывался и укреплялся традициями немецкого национального народного искусства». Этот принцип действовал и позже, в XIX в., когда со сменой времен и эпох менялась мода. В орнаментах, украшающих одежду, были распространены изображения растений (розы, тюльпаны, гвоздики) и животных (олени, серны и т. д.). Традиции немецкой народной вышивки сохранялись, вбирая в себя новые влияния.
В некоторых районах Германии на основе народного творчества возникли самобытные виды вышивания. Например, швальмская вышивка – чудесное белое шитьё из местечка Швальм в Гессене, в котором многократно использованы сердечки, колокольчики, птицы и прочие столь любимые в народе элементы. Между тем, искусствоведы установили связь швальмской вышивки с датской вышивкой хедебо и норвежской – хардангером, причем, уже трудно понять, кто на кого повлиял. Еще более интересна история берлинской вышивки – вышивание по канве или на холсте шерстяными нитками (гарус) ярких, сочных цветов.
Предприимчивые берлинцы продавали наборы для вышивания в комплекте с гарусом и схемой на бумаге в мелкую клетку, что делало работу удобной и приятной. Берлинская вышивка господствовала в Европе почти полностью девятнадцатое столетие, ею увлекались все, от простой служанки до английской королевы Виктории.
В XVIII-XIX вв. немцы, переселяясь из Германии в Российскую империю, переносили с собой все многообразие искусства вышивания. На новых местах обитания – в Поволжье, Украине, Сибири, Средней Азии – теперь совместно жили выходцы из разных немецких земель. Между самими немцами существовали определенные различия, к тому же на них оказывала влияние культура соседствующих народов, в результате чего сложился своеобразный культурный микс.
Вышивка у немцев Казахстана
С 80-х гг. XIX в. немцы начали расселяться на территории современного Казахстана. Поток немецких крестьян-переселенцев на восток увеличился в начале ХХ в. Следующая массовая волна этнических немцев прибыла в Казахстан во время насильственных депортаций 1930-х – 1940-х гг. В результате после войны немецкое население Казахстана включало представителей немецкого этноса из разных регионов Советского Союза со всем своеобразием их культур.
Депортация и тяжелое положение в годы войны нанесли немцам много материальных и культурных потерь. Тем не менее им удалось сохранить, воссоздать и развить дальше свою самобытную культуру уже в обновленном виде.
Немецкая вышивка, как предмет декоративно-прикладного искусства, зафиксировала те традиции и новации, которые сложились в результате исторических и культурных процессов. Наша задача – выявить элементы старонемецкой вышивки и следы новых влияний в работах немцев Казахстана. Использованы экспонаты историко-краеведческого музея села Бадамша Каргалинского района Актюбинской области. В экспозиции музея представлено большое количество кружевных и вышитых изделий. Нами отобраны наиболее показательные образцы.
Салфетка на телевизор выполнена мелким крестом нитками мулине. Основной компонент в этом флористическом орнаменте – розы, давний излюбленный цветок немецкой народной вышивки. Роза играла очень значимую роль в германо-скандинавской мифологии и была посвящена Фригге – богине неба и покровительнице брака. Древнегерманское языческое поклонение этому цветку было привнесено и в христианство. Изображению Девы Марии у католиков сопутствуют розы. Цветок розы, особенно красный, имел богатое смысловое значение в немецкой культуре. Другой интересный и небанальный элемент орнамента – это S-образные завитки в коричневых тонах, видимо, в основе повторяющие элемент «акант», постоянно присутствующий в европейском искусстве со времен античности. В древние времена это был символ преодоления жизненных испытаний.
Вышивка «Пастушок» выполнена крестом на однотонном фоне. Молодой человек в национальном немецком костюме с палочкой в руках стоит на зеленом лугу у дерева, под которым сидит верный друг пастушка – собачка. Удачный подбор цветовой гаммы делает сюжетную вышивку красивой картиной в пасторальном стиле. Идеализация сельской жизни, изображение пастушков и пастушек – излюбленный сюжет старонемецкой вышивки, многократно повторенный и через десятилетия.
Эта вышивка была выполнена как настенная картина и висела в одном из немецких домов. На фоне красивого пейзажа с озером изображена пара оленей – самец и самка. Живописный вид обрамлен венком из дубовых листьев и желудей. Вышивка исполнена голубыми, зелеными, белыми, оранжевыми, желтыми и коричневыми нитями.
Олень – излюбленное изображение в немецком искусстве всех жанров. Еще древнегерманские воины носили эмблему оленя как образец мужества, благородства и силы духа. Дуб издавна считался символом Германии, а дубовый венок воплощал единство и мощь.
Полотенце украшено кружевом и красивой вышивкой – вишня в корзине, выполненной гладью и швом «игла вперед». Спелая красная вишня на фоне ярко-зеленых листьев хорошо смотрится на белом полотне. Плетенье самой корзины и ее ручки выполнено стежками светло-коричневого цвета. Рисунок расположен симметрично относительно краев полотенца. Вишню в западном христианстве называли «райской ягодой». В народной традиции ряда стран Западной Европы, в том числе и Германии, её считали символом жизни и радости. Изображение заполненной корзины служило пожеланием материального достатка в доме и также было традиционно для немецкой вышивки
Этот рушник – самый загадочный экспонат в немецком зале музея. О нем известно только то, что он принадлежал немецкой семье, депортированной с Украины. Видно, что изделие богато украшено различными узорами, вышитыми крестиком. Использованы нитки только двух цветов – черного и красного, но узор построен так, что при рассматривании создается впечатление многоцветности. Композицию из узоров завершают крупные цветки в обрамлении веток. Вокруг цветов готическим шрифтом вышиты буквы. Ряд таких же букв расположен ниже. Доктор исторических наук И.В. Черказьянова предполагает, что изображены буквы W K L W N, заключающие какую-то зашифрованную фразу.
Кандидат исторических наук, директор Одесского историко-краеведческого музея В.В. Солодова отмечает в орнаменте белорусское или польское влияние. И.В. Черказьянова считает, что орнаментация выполнена под влиянием русских узоров. В целом же вышивка эклектична, и, видимо, вышивальщица сделала это намеренно, используя богатство тех орнаментов, которые она знала. Необходимо дальнейшее изучение образца.
Это только немногие экспонаты. Но необходимо сказать, что не всё попало в музеи. Так, недавно в г. Аугсбург мне довелось увидеть великолепный образец ковра, выполненный в технике берлинской вышивки особым «бархатным стежком» (иначе – «ковровый шов»). Автор – Марта Кунц (в девичестве Гайнле) из села Вормс (Виноградное) под Одессой. Таким же способом вышивала и ее сестра. Марта была депортировна в Казахстан, здесь же и изготавливала свои ковры. Потомки Марты Кунц хранят этот ковер как память.Даже отдельные образцы народной вышивки позволяют судить о сохранении традиций и проникновении новых влияний в культурную среду казахстанских немцев. Нужно продолжать сбор и исследование исторических материалов. Эта цель стоит перед Виртуальным музеем немцев Казахстана.
Автор: Тамара Волкова, кандидат исторических наук.