Как проводили свободное время в немецкой семье (по материалам Виртуального музея немцев Казахстана)
«Чем мы займемся?» Такой обыденный вопрос, пожалуй, был бы ненужным в немецкой семье, ибо здесь время и в праздники, и в будни было четко организовано. Такое понятие, как Ordnung (нем. «порядок»), формировало образ жизни и работы немцев, а в более широком смысле наложило отпечаток на всю их культуру.
Этнографы С.Р. Курманова и З.К. Сураганова в начале 1990-х годов на практике изучили, как было организовано времяпровождение у немцев с. Новодолинка Ерейментауского района Акмолинской области. Они пришли к выводу, что отношение ко времени, так называемая «темпоральная система», – это часть немецкой культуры, которую этнические немцы когда-то привезли с собой с прародины отцов и дедов.
Время в подобной культуре конкретно и осязаемо, а рациональность его использования подвергалась контролю со стороны социума. Сохранение такого традиционного хронотипа стало для немцев способом адаптации, а, значит, и условием выживания в новых местах обитания.
Каждая неделя в немецкой деревне имела завершенную цикличность, а каждый день – свой распорядок. Обычно глава семьи после завтрака производил распределение ежедневных обязанностей по дому и хозяйству. Задействованы были все, от мала до велика. Вечером отец расспрашивал домочадцев о выполненных делах. Так немецкие крестьяне поддерживали в семье рачительный порядок, обучали трудовым навыкам детей, передавали и сохраняли народные традиции.
В отличие от ежедневного семейного распорядка, подконтрольного хозяину дома, недельный режим жизни села протекал как бы сам по себе, однако этим негласным законам подчинялось каждое хозяйство. Будничный цикл начинался в понедельник, когда все хозяйки стирали белье. Вторник и среда не были отмечены столь определенной нагрузкой, хотя, конечно, и в эти дни имелись насущные хозяйственные дела. В четверг убирали двор и дом, в пятницу готовили еду на выходные, замешивали тесто; в субботу с утра пекли хлеб на неделю, а вечером шли в баню. Неделя завершалась воскресеньем – днем, посвященным Богу.
Хорошо организованный труд предполагал и организованный досуг как в воскресенье, так и в другое время. Ведь и в будние дни, например, вечерами, выпадали свободные от работы часы. В такие моменты родители старались отдохнуть с детьми, но не праздно, а с пользой. Как правило, мать занималась с дочками рукоделием: прядением, шитьем, вышиванием, вязанием. Отец учил мальчиков работе со столярными инструментами, а также другим ремесленным навыкам.
Отдельные экспонаты Виртуального музея немцев Казахстана позволяют с некоторой долей воображения представить свободное время в немецкой семье. Допустим, в 1960-е, 1970-е, а, может, и 1980-е годы…
Например, среди немцев было распространено художественное выпиливание лобзиком по фанере. Многие посвящали всю жизнь этому увлечению, достигая высокого уровня мастерства. Умельцы создавали декоративные предметы, изящные и нужные в быту. Кропотливо, осторожно и очень аккуратно мастер выпиливал отдельные детали узоров, чтобы впоследствии собрать их в единое целое и получить задуманную вещь. Этому умению учили с детства.
В коллекции Виртуального музея хранятся красивые резные экспонаты, выполненные лобзиком. Среди них – вазочка для фруктов или конфет, сделанная четвероклассником Виктором Ничке. Юному мастеру пришлось выпилить семнадцать деталей, а затем склеить их. Выпиливанию научил его отец, владевший техникой резьбы по дереву, он же и помог выполнить это изделие. Ваза хранится в историко-краеведческом музее Каргалинского района Актюбинской области.
Многие родители-немцы стремились развивать духовный мир своих детей, несмотря на известные сложности. Этнограф, доктор исторических наук Т.Б. Смирнова пишет, что в немецких семьях родители с детьми «в свободное время, вечером, много читали, переписывали в тетради религиозные тексты или рассуждали о Боге».
В Виртуальном музее имеется уникальный экспонат – рукописный альбом религиозных стихов. Его в 1983 году сделали сёстры Янцен: Елена (16 лет) и Мария (14 лет) из поселка Надеждинка Костанайского района Костанайской области. Мать и отец девочек ходили на неофициальные лютеранские собрания, но детей не брали, опасаясь насмешек в школе. Елена и Мария решили сделать что-то нужное и красивое для лютеранской общины посёлка.
Так обычный альбом для рисования послужил проявлением религиозных чувств немецкой молодежи 1980-х годов. Девочкам помогал отец. Он выполнял рисунки, делал надписи готическим шрифтом. Альбом заполнен красочными аппликациями, а рядом написаны стихи, цитаты из Библии, тексты псалмов и песен. Однако здесь же размещены и вполне светские стихи и песни. Альбом хранится в Костанайском немецком культурном центре «Возрождение».
Частью жизни немецкой семьи была также музыка. Т.Б. Смирнова отмечает, что почти в каждом доме был какой-нибудь музыкальный инструмент, а порой и несколько. Дети учились игре на них, устраивали домашние концерты. Музыка сопровождала и религиозные службы. Наш Виртуальный музей содержит образцы различных музыкальных инструментов. Один из них – аккордеон Weltmeister, украшенный узором с эмблемой фирмы. Он характеризуется неприхотливостью, абсолютной надежностью и высоким качеством звука. Таких возможностей было вполне достаточно для исполнения большинства классических произведений и популярной музыки.
Аккордеон выпущен в первой половине ХХ века фирмой Weltmeister (г. Клингенталь, Саксония). Инструмент, видимо, много повидал на своем веку. Потертый, изношенный, без плечевых ремней, западает клавиша «до» первой октавы на клавиатуре правой руки… Но все же он еще звучит! Аккордеон хранится в историко-краеведческом музее Каргалинского района Актюбинской области.
Хорошая традиция была заведена в поселке Наука Карабалыкского района Костанайской области. Семья Лидии Рафаиловны Крамер и их соседи ежегодно заливали каток и с удовольствием катались на коньках вместе с детьми. Так продолжалось долгие годы. Как свидетельство о том, прошедшем времени, остались коньки «Снегурки». Они прикручивались или привязывались к обуви ремешками и особенно хорошо подходили для начинающих.
Коньки имели передвигающийся в пяточной части задник, что позволяло использовать их для обуви пяти размеров, т.е. с 33-го по 37-ой. Сохранилась маркировка «1967». Если учесть, что такую вещь, как коньки, передавали «по наследству», то даже трудно представить, через скольких хозяев они прошли! Немного проржавели, но если их заточить, подобрать крепежные ремни, то коньки еще и сейчас могут пригодиться. Они находятся в Костанайском немецком культурном центре «Возрождение», представлены в нашем Виртуальном музее.
Так, благодаря экспонатам Виртуального музея немцев Казахстана, удалось реконструировать некоторые фрагменты времяпровождения в немецких семьях. Если вы можете что-то дополнить к сказанному или поделиться своими воспоминаниями, то это было бы очень ценно.
Автор: Тамара Волкова, кандидат исторических наук