Как развивались отношения между крестьянами-переселенцами и казахами

Немецкий двор в Акмолинском уезде.

Л. К. Чермак. По поселкам Степного края // Сибирские вопросы, 1905, № 1 //https://rus-turk.livejournal.com/204246.html

Т. Волкова, кандидат истор. наук, комментарии: Продвижение Российской империи в глубь Центральной Азии сопровождалось колонизацией земель местного населения и заселением удобных участков крестьянами из Европейской части России. Из-за аграрной политики царизма крестьянские миграции особенно усилились в к. XIX – н. XX вв. Обезземелевшие, обедневшие крестьяне массово переселялись в Казахстан, где им от правительства выделяли «казенные» участки на землях кочевников-казахов. В потоке переселенцев в казахские степи двигались крестьяне разных национальностей, в том числе и немцы. Занятие казахских земель часто вызывало законный протест у коренного населения и попытки сопротивления. В среде самих переселенцев между разными этническими группами также возникали острые конфликты, особенно, из-за земли и скота.  Но со временем общение, соседство, выгодный товарообмен приводили к складыванию дружеских отношений и взаимопомощи. В целом, сложный вопрос взаимоотношений крестьян-переселенцев и местного казахского населения еще недостаточно освещен в научных работах. Тем более интересно посмотреть, как развивались события в самый начальный период, когда крестьяне-переселенцы только появились в казахских степях.

Сохранились воспоминания жителей-старожилов меннонитских колоний Павлодарского у., собранные и опубликованные Г. Фастом в издании «В степях Сибири». Отрывки из этой книги опубликованы в сборнике документов и материалов «Из истории немцев Павлодарского Прииртышья».

Начало этой истории опубликовано нами здесь: https://wiedergeburt.asia/2024/08/09/%d0%ba%d0%b0%d0%ba-%d0%bd%d0%b0%d1%87%d0%b8%d0%bd%d0%b0%d0%bb%d0%b0%d1%81%d1%8c-%d0%b6%d0%b8%d0%b7%d0%bd%d1%8c-%d1%83-%d0%bc%d0%b5%d0%bd%d0%bd%d0%be%d0%bd%d0%b8%d1%82%d0%be%d0%b2-%d0%bd%d0%b0-%d0%bd/

Из истории немцев Павлодарского Прииртышья. Составители: Болтина В.Д., Покидаева Т.Е., Шевелева Л.В. – Павлодар: ЭКО, 2015. – 784 с.

[Извлечения]

[C. 50] [Из рассказа жителя участка Талдыкудук, фамилия не указана. С группой меннонитов прибыл в Павлодарский у. в 1906-07 гг.] «До сих пор киргизы [т.е. казахи – Т.В.] были безраздельными владельцами этих степных просторов, на которых они кочевали со своим скотом. <…> Теперь появились переселенцы и ограничили их пастбища и свободу передвижения скота так, что им пришлось пасти и охранять стада. Часто случалось, что их свободно передвигавшийся скот забредал в посевы переселенцев. Последним это не нравилось, они запирали животных и отпускали только после серьезных предупреждений, а если скот того же хозяина забредал повторно, то и денежного штрафа. Естественно, киргизам это не нравилось. Но вскоре они поняли, что совместное соседство неизбежно и отношения с ними стали дружественными.

С окружавшими их русскими меннониты скоро подружились. Немцы покупали у них коров и лошадей, которые были полудикими и их надо было укрощать. На своих быках русские за небольшую плату поднимали для немцев целину. Гостеприимство русских всем известно, но они требовали того же и от нас. Если в качестве угощения на стол подавались чай, хлеб и масло, они были довольны, [C. 51] но каким бы большим ни был кусок масла, его всегда съедали до последней крошки. С ними было легко подружиться, но часто эта дружба становилась в тягость. Если им что-то давали в долг, то они не появлялись годами».  

[C. 53] [Из рассказа женщины А.М. Левен из с. Заборовка. С группой меннонитов она в 16-летнем возрасте прибыла в Павлодарский у. в 1906 г. В первое же лето в степи начался страшный пожар, село чуть не сгорело.] «Некоторые считали, что это киргизы подожгли траву из-за того, что мы нарушили их единовластие в степи. Их богатство составляли огромные стада лошадей, степняки питались конским мясом и молоком кобылиц. Хлеба они до этого не знали. Когда у нас попробовали хлеб, то стали приходить побираться и говорили при этом: «Есть только один Бог?». Когда мы это подтверждали, они продолжали: «Значит, мы братья, и вы должны дать нам хлеба». Я никогда не слышала, чтобы оно воровали. Наши люди по дороге на Павлодар всегда [C. 54]у них останавливались на ночь».

Оставьте свой комментарий

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь