Как начиналась жизнь у меннонитов на новых местах

Российские переселенцы на пути к своим участкам. Начало XX в.

Алтайский государственный краеведческий музей. http://old.archaeology.nsc.ru/ru/otdel/etnografi/etnografi14pict.aspx?ID=1

Т. Волкова, кандидат истор. наук, комментарии: Меннониты – последователи одной из старейших протестантских церквей, возникшей в XVI в. в Нидерландах. В конфессиональную общину вошли представители разных национальностей, в том числе и много немцев. Для меннонитов характерны строгие религиозные каноны, в частности, крещение в сознательном возрасте, отказ от военной службы и присяги. Стремясь сохранить свою религию и самобытный язык, они уезжали в новые, необжитые места. Переселяясь в Россию, колонии меннонитов в основном разместились в Екатеринославской, Таврической, Херсонской губ. Меннонитские общины отличались сплоченностью, взаимопомощью, организованностью, высокой степенью развития хозяйствования. К н. ХХ в. в России насчитывалось ок. 100 тыс. меннонитов.

В к.  XIX – н.  XX вв. из-за нехватки земель меннониты стали перемещаться на восток, в том числе в Сибирь и далее на территорию Казахстана, где организовывали «дочерние» колонии.  В н. ХХ в. группы меннонитов из Таврической и Екатеринославской губ. начали миграцию в Степной край и, в частности, в Павлодарский уезд.  С 1907 по 1910 гг. они образовали в Павлодарском Прииртышье 26 переселенческих поселков с население 5034 чел. В преобладающем большинстве расселение шло на казенных землях, выделенных Переселенческим управлением. Новые условия были непривычными и сложными, но уже через несколько лет, благодаря упорству и трудолюбию, деревни меннонитов процветали.

Сохранились воспоминания старожилов-жителей меннонитских колоний Павлодарского у., собранные и опубликованные Г. Фастом в издании «В степях Сибири». Отрывки из этой книги опубликованы в сборнике документов и материалов «Из истории немцев Павлодарского Прииртышья».

Из истории немцев Павлодарского Прииртышья. Составители: Болтина В.Д., Покидаева Т.Е., Шевелева Л.В. – Павлодар: ЭКО, 2015. – 784 с.

[Извлечения]

[С. 47] [Из рассказа Генриха Корниса] «13 апреля 1906 года мы выехали из Мелитополя на юге Украины в Сибирь, доехали по железной дороге до Омска, оттуда пароходом до города Павлодара. <…> 9 мая мы прибыли в Павлодар. До сих пор поездка была удачной, но теперь начались мучения. Нам пришлось на пароме перебираться через Иртыш, а это было непросто, поскольку в это время река очень полноводна… <…>

[С. 48] Пока мы ехали [на подводах – Т.В.]13 миль до места поселения, я рассматривал местность и думал: «О ужас! Здесь ты хочешь прокормить свою семью?». Травостой редкий, было много солонцовых мест, где ничего не росло. По старому стилю было уже 10 мая (по новому стилю 23-е мая). В это время на юге Украины озимая пшеница уже выбрасывала колос, а здесь зерновые только взошли. Но «А» было сказано, значит, надо было говорить «Б». Прибыв на место, выкопали в земле яму, сделали дальше подкоп, с другой стороны пробили дырку, прилепили сверху на нее трубу – и готова была печка, в которой можно было печь хлеб. Первые дрожжи женщины принесли из ближайшей русской деревни. <…>

[С. 49] 6 января у нас стоял мороз -17˚ и при этом еще страшный снежный буран, из-за которого погибло немало людей и животных». <…>

[С. 50] [Из рассказа одного из жителей, фамилия не указана] «Мои родители проехали сначала до Омска, где жил мой дядя. Отсюда мой отец поехал в Павлодарское поселение, построил там землянку и приехал за нами. На корабле мы доехали до Чернореченска, Павлодарского речного порта. Здесь мы наняли две киргизские повозки, которые довезли нас  до усадьбы. Добравшись до места, отец сказал: «Так, теперь у меня в кармане 85 копеек». Это было все, что у нас осталось. Мне тогда было 15-16 лет. Ложась спать, я горько плакал. Как себя чувствовали родители, я не знаю, это не обсуждалось. Это было трудное начало новой жизни».

Оставьте свой комментарий

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь