Пожалуй, ни один этнос в Казахстане не может похвастать настоящим виртуальным музеем, в котором бережно, по крупицам собирают все, что связано с культурой, традициями и историей народа.
Настоящая сокровищница, заглянуть в которую может каждый, достаточно лишь задать в поисковике wiedergeburt.asia.
Создание музея, его наполнение и развитие стало целью уникального исследовательского проекта общества немцев Казахстана «Возрождение», начатого еще в 2018 году в Алматы. Руководитель проекта — кандидат исторических наук, эксперт научного совета немцев Казахстана по истории, автор трудов по истории казахстанских немцев Юлия Подопригора. Объездив с этнографическими экспедициями почти всю страну, команда проекта наконец добралась до юга Казахстана: Шымкент, Толебийский, Тюлькубасский, Сарыагашский районы.Забегая вперед, скажу, что опыт такого проекта и создания виртуального этнографического музея непременно стоит перенять и другим этнокультурным объединениям Казахстана. Это один из лучших способов сохранить то, что нельзя утратить.
«Основу музейной коллекции составляют фотографии экспонатов из республиканских центральных и региональных государственных музеев, музейных уголков при региональных немецких этнокультурных объединениях, школьных музеев, музейных комнат при домах дружбы, — поясняет Юлия Ивановна. — Это предметы материальной и духовной культуры: мебель, домашняя утварь, рукоделие, коллекции одежды и украшений для свадьбы, крестин, иконы, религиозные книги и прочее. О каждом экспонате – подробная информация. Сегодня, когда народная культура немцев Казахстана в силу ряда причин исчезает, наш виртуальный музей становится не просто галереей, а хранилищем исторической памяти казахстанских немцев».
Снимки в виртуальном музее такого исключительного качества, что разглядеть можно даже мельчайшие детали — весьма ценные источники для визуализации истории, помогающие воссоздать облик людей ушедшей эпохи, окружавший их предметный материальный мир. Интерьеры традиционного немецкого дома, уютные, с домоткаными половичками, кружевными салфетками, вышитыми подушками и шпрухами на стенах — сентиментальная старина, которая многое может рассказать об укладе немецких семей начала ХХ века. Семейные фото тех лет: детские, семейные, групповые. Снимки диковинной домашней утвари, одежды, свадебных украшений и богатое разнообразие шпрухов — настенных украшений, висевших в каждой комнате каждого немецкого дома. Эти ручной работы панно, украшенные цветами и жизненными цитатами на религиозную тему, — одни из самых «загадочных» экспонатов музея. Чтобы понять смысл текстов на панно, нужно знать немецкий язык и уметь расшифровывать готический шрифт.
«В ХХI веке в немецких домах шпрухи уже не встречаются, а в первой половине ХХ века они были неотъемлемой частью интерьера, в особенности у немцев-протестантов. Панно, висевшие на самом видном месте, напоминали о Боге, религиозном долге, праведной жизни, создавали особый душевный настрой, — поясняет Юлия Ивановна. — Самодеятельные художники не только писали тексты, но и оформляли шпрухи рисунками, чаще всего это были цветы или пейзажи. Сегодня шпрухи — важная часть духовного наследия немцев Казахстана. Они иллюстрируют главные нравственно-ценностные ориентиры поколения, пережившего тяжелые годы депортации».
История этнических немцев Казахстана насчитывает более ста лет, начиная с формирования немецких поселений в Туркестане и Степном крае в конце ХIХ — начале ХХ веков, рассказывает Ю. Подопригора. Тем не менее этнографы занялись изучением истории казахстанских немцев лишь в конце прошлого-начале этого века. До 1917 года исследований не велось, а в советские годы если и были какие-то изыскания, то они малоизвестны и малодоступны. Конечно, белых пятен в их истории много, ведь немцы долгое время были лишены политических и гражданских прав. За годы независимости значительная часть казахстанских немцев эмигрировала, а потому работа историков и этнографов сегодня больше похожа на золотодобычу: так же трудоемко, долго, а результат — драгоценные крупицы. Конечно, это хочется сохранить и рассказать нынешнему и последующим поколениям казахстанских немцев. При этом неважно, где они живут — в Казахстане, Германии или других странах. К слову, именно в нашу страну депортировали большую часть немцев Поволжья. Виртуальный музей тем и хорош, что доступно и просто для всех. Открывай, читай, изучай.
«История любого народа — это всегда интересно, — говорит Юлия Ивановна. — Рано или поздно у каждого человека возникает потребность знать больше о своем народе, своем этносе, своих корнях. Поиск идентичности — это важно для всех народов и наций. Поэтому так важно запечатлеть то, что исчезает на глазах, ускользает, утрачивается».
Кстати, немецких предков у Юлии Ивановны нет, но интерес ученого-историка вызвал и желание изучить язык. И тут, как оказалось, одно другому только помогает.
«Через язык понять народ, его культуру, образ мыслей, идентичность не просто проще, а так правильнее делать, — уточняет Ю. Подопригора. – К слову, была немало удивлена, когда в Сарыагашском районе услышала пословицы и поговорки на диалектном немецком от фрау, которая принадлежит уже к третьему поколению репрессированных поволжских немцев».
Историю своих предков Юлии Ивановне поспешила рассказать и жительница Шымкента член немецкого этнокультурного объединения «Возрождение» Ирина Курц. Что интересно, ее предки — немцы украинские, а не поволжские. И приехали в Казахстан по собственной воле, а не в результате депортации.
«Во время войны бабушку депортировали в Германию вместе с детьми, а дед по 58-ой статье за то, что имел неосторожность похвалить качество немецкой техники, был осужден на семь лет. Валил лес в Сибири, — рассказывает И. Курц (на снимке). — После войны бабушке удалось вернуться в СССР. Помотало их тогда по стране. Сначала осели в Алтайском крае, где я и родилась. Туда же вернулся и дед после отбытия срока. На юге Казахстана оказались в начале 60-ых годов. Приехали в поисках лучшей жизни, так все наше семейство здесь и укоренилось. Когда в начале 90-ых немцы стали массово переезжать в Германию, родители на это так и не решились. Прикипели сердцем к Казахстану. Кстати, дед был редким умельцем, любил возиться с техникой, чинить и собирать. Одним из первых в Чимкенте он собрал двухколесный автомобиль — такую чудную машину, кузов которой выкрасил в зеленый цвет. Ее все так и называли — «зеленая карета». Так еще одна история, еще одно документированное свидетельство жизни нескольких поколений одной казахстанской немецкой семьи осталось в анналах истории виртуального музея немцев Казахстана, чьи фонды продолжают пополняться.
М. Масалева
Фото автора и из архива виртуального музея немцев Казахстана
источник — https://yujanka.kz/sohranit-to-chto-nelzya-utratit/