Как выпекали домашний хлеб в селе Новодолинка

Дом в ауле Аксуат (Новодолинка), где жили немцы

Фото: Olga Witmann, 2017 г.  https://www.facebook.com/groups/250399996529/permalink/10155467491246530    

Т. Волкова, кандидат истор. наук, комментарии: В н. 1990-х гг. ученые из г. Астаны С.Р. Курманова и З.К. Сураганова (обе — кандидаты исторических наук) провели уникальное исследование.  Объектом  стало с. Новодолинка (с 2010 г. аул Аксуат) Ерейментауского р-на Акмолинской обл. Уникальность этой  работы историков  состоит, во-первых, в том, что они длительно наблюдали за повседневной жизнью компактной немецкой общности, (каковую теперь почти невозможно найти), а,  во-вторых, рассмотрели время, проживаемое в отдельно взятом поселке, как систему, как  особую форму организации немецкой  культуры, повлиявшую и на жителей иных национальностей. Они пришли к выводу, что «распределению времени в культуре немецкого населения придавалось большое значение». В частности, каждый день трудовой недели для жителей села был заранее распланирован и четко организован. 

    Нужно отметить, что это исследование по этнографии немцев Казахстана, столь редкое в нашей науке, выполнено в сравнении с другими региональными немецкими группами, например, Сибири.  Публикуем отдельный  фрагмент из научной статьи авторов, где говорится  о выпечке немцами хлеба. По традиции сельчане занимались этим  в субботний день.   

Смотрите на сайте Виртуального музея немцев Казахстана:

Утварь для выпечки и хранения мучных изделий https://wiedergeburt.asia/category/utvar/vipechka-i-hranenye-muchnih-izdelyi/

Сураганова З.К., Курманова С.Р. Немцы Новодолинки. Жизнь в условиях монохронности // Немцы Казахстана: мост между Астаной и Берлином: Мат-лы межд. науч.-практ. конф. (г. Астана, 5-7 октября 2015 г.). – Алматы: АООНК «Возрождение», 2015. – С. 147-152 (рус. яз.); с. 434-439 (на нем. яз.). 

[Извлечения из текста] 

[С. 148] Кроме того, в субботу самая старшая женщина в семье пекла хлеб. Так, в своих воспоминаниях П.К. Галлер писал: «Суббота для женщин была очень тяжелым днем. Кроме всех обычных работ, в этот день полагалось испечь хлеб на неделю. Если печь чаще, то хлеба больше съедят, так как он не успевает зачерстветь, и уйдет слишком много топлива.

[С. 149] Поэтому с вечера в пятницу изготовлялось тесто на соответствующее количество хлеба».[1]

    Для немцев Новодолинки было характерно вовлечение мужчин в процесс изготовления главного элемента питания – хлеба, поскольку считалось, что это трудоемкая операция. Женщины готовили деревянную квашню (Backtrog), в которой мужчины вымешивали тесто. Все подобающие в этом случае ингредиенты добавляла старшая женщина. Немцы Сибири, как и немцы Новодолинки, опару из муки ставили вечером, утром ее перемешивали с оставшейся мукой, давали подняться и выпекали хлеб.[2]

   Для того, чтобы можно было приготовить тесто в следующий раз, при его разделке оставляли небольшой кусочек, используя его как закваску. Зимой его замораживали. Летом было труднее его сохранить. Поэтому всякий замес теста был полон тревоги: хорошо ли оно поднимается.[3]

   Количество выпекаемых хлебов определялось числом домочадцев. В целом выпекали от 15 до 20 булок. В хлебопечении использовались дрожжи собственного приготовления из картофеля и хмеля. В Сибири, к примеру, немцы для этих целей специально выращивали хмель (Hoppen) на своих огородах. Для приготовления дрожжей в большом котле отваривали шишки хмеля. В полях собирали тысячелистник (Tausendgoldenkraut), который немцы прозвали «дрожжевыми цветами» (Heifeplume). Его также добавляли в дрожжи. Помимо тысячелистника добавляли отруби (Kleie). Полученную массу отжимали, разрезали на небольшие куски, выкладывали на сито и оставляли на чердаке сушиться. Нужно было постоянно следить за дрожжами, переворачивать их, чтобы не образовалась плесень. Согласно полевым материалам, для изготовления домашних дрожжей также использовали тертую сахарную свеклу.[4]


[1] Галлер П.К. Воспоминания (Быт немцев-колонистов в 60-х гг. XIX столетия). Саратов, 1927. С. 21.

[2] Бетхер А.Р., Курманова С.Р., Смирнова Т.Б. Хозяйство и материальная культура немцев Сибири: монография. Омск: Издат. Дом «Наука», 2013. С. 146.

[3] Леонгарт Т. Немецкий кухен и не только // Культура: информационно-методический бюллетень. Омск, 2007, № 12. С. 192.

[4] Бетхер А.Р., Курманова С.Р., Смирнова Т.Б. Указ. соч. С. 146.

Оставьте свой комментарий

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь