Республиканский научно-практический семинар «МУЗЕЙНЫЕ СОБРАНИЯ ПО ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ ЭТНОСОВ КАЗАХСТАНА: ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОХРАНЕНИЯ». Алматы, ноябрь 2008

НЕМЕЦКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ В СОБРАНИИ МУЗЕЯ: ИЗУЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ

Н.Жиляева

Лисаковский музей истории и культуры Верхнего Притоболья

г.Лисаковск, Костанайская обл.

В Стратегии 2030 один из приоритетов — внутриполитическая стабильность и консолидация общества. Одним из путей реализации данного приоритета является укрепление единой гражданственности и этнической гармонии. Важная роль в решении этих задач отводится музеям, как хранителям культурного наследия.

Одной из особенностей Республики Казахстан является полиэтническая структура ее населения. В такой мультикультурной среде жизненно важными были, есть и будут вопросы воспитания культуры межэтнического сосуществования и взаимодействия. В разные периоды истории эти проблемы имели разную значимость и остроту. Рост национального самосознания в постсоветское время выразился не только в стремлении к этническому возрождению, но и в возникновении проблемы культивирования национальной исключительности, в стремлении представителей различных этносов обособиться и занять свою культурную нишу. В этих условиях необходимо создание условий для достойной презентации культуры различных этносов всему гражданскому сообществу.

Довольно широко была представлена последние 100 лет в Казахстане немецкая диаспора.

История немецкого населения Казахстана начинается с истории немецкой деревни. Формирование немецких поселений началось в конце 80-х годов XIX в., когда наметился еще тонкий ручеек переселенцев за пределы европейской части страны, пытавшихся найти удачу в Сибири и казахстанских степях. В начале ХХ века немецкие поселения появились уже во многих регионах Казахстана — в Акмолинской, Семипалатинской, Тургайской и других областях. Это были дочерние колонии, основанные выходцами из Самарской, Саратовской, Волынской, Кубанской, Ставропольской и Таврической губерний.

К началу Первой мировой войны география их размещения существенно расширилась, а количество самих сел заметно возросло. В ходе реализации основных положений столыпинской реформы, имеющей целью решение земельного вопроса в России за счет хозяйственного освоения восточных окраин страны, немецкая диаспора значительно увеличилась и стала играть заметную роль в социально-экономической жизни региона.

В начале века в Кустанайском уезде появились первые немецкие переселенцы. В 1907 году в Санкт-Петербурге вышло три части статистического исследования

«Материалы по обследованию переселенческого хозяйства в Кустанайском и Актюбинском уездах Тургайской области». Обследование производилось в конце 1904

– начале 1905 гг. Им были охвачены все переселенческие поселки, в том числе и пять уже возникших к тому времени немецких – Викентьевский (1904 г.), Мариинский (1904 г.), Нелюбинский (1904 г.), Воскресенский (1900 г.), Семеновский (1903 г.). На момент обследования село Нелюбинкое состояло из 63 дворов и 377 человек.1

Позднее были основаны немецкие поселки Евгеновка, Смайловка, Шолоксай, Шункуркуль, Придорожный и др.

Решающую роль в общей динамике роста численности немцев в Казахстане сыграли трагические события, связанные с насильственной депортацией из европейской части СССР в начале Великой Отечественной войны.

После окончания войны шло воссоединение немецких семей. С отменой спецпоселений значительное число депортированных и репрессированных немцев перебралось из Сибири и районов Крайнего Севера в Казахстан с его более мягким климатом.

Таким образом, к моменту распада СССР в Казахстане сложилось одна из самых крупных территориальных групп немецкого населения. Значительная часть немецкого этноса проживала в Кустанайской области, о чем говорят данные переписей 1939, 1959 и 1989 годов 2

Кустанайская обл.

Перепись 1939 г.   –    9794

Перепись 1959 г.   – 79836

В 1989 году в области проживало 110440 немцев (9% от общей численности населения).

В конце 80-х годов немцы являлись третьим по численности этносом в Казахстане.

В начале 90-х годов начался выезд немцев в Германию, численность немецкого населения сокращалась из года в год. По переписи 1999 года немцев в Костанайской области проживало уже в 2 раза меньше относительно 1989 года (57410 чел.)

В численности населения Лисаковска по переписи 1989 года 14,3% составляли немцы.

Хотя последнее время численность немецкой диаспоры значительно уменьшилась, это не умаляет ценности немецкой этнокультуры и вклада представителей немецкого этноса в развитие Казахстана

В середине 90-х годов у сотрудников Лисаковского музея истории и культуры Верхнего Притоболья впервые возник интерес к истории и культуре немецкого этноса. С 1995 года начался целенаправленный сбор предметов немецкой этнографии. Это было время массового выезда немцев в Германию, необходимо было успеть сохранить эту «уходящую натуру». Это была почти последняя возможность собрать то, что выбрасывалось или сжигалось людьми, покидающими навсегда землю, освоенную когда-то их предками, собрать и сохранить то, что хранилось в немецких семьях из поколения в поколение.

За несколько лет была собрана довольно представительная немецкая этнографическая коллекция.

Для комплексного изучения истории и культуры немцев необходимы архивные материалы. Невозможно грамотно собрать и интерпретировать музейную коллекцию, не прибегнув предварительно к изучению архивных источников. К сожалению, в нынешних условиях существования музея нет возможности командировать сотрудников в Оренбург или Санкт-Петербург, где аккумулировались основные документы по переселенческому движению.

В настоящее время немецкая коллекция в Лисаковском музее насчитывает более 500 предметов. Коллекция разнообразна по содержанию: книги, фотографии, домашняя утварь, мебель, вышивка, кружевоплетение.

Хронологические рамки коллекции XVIII век – начало 90-х годов ХХ века. Старейший предмет — Заключительная книга молитв и благодарений для евангелических обществ -1786 год. Основанная масса предметов датируется 1940-1970 годами

В основном в коллекции предметы, изготовленные в Казахстане в различные периоды.

Этнографическая часть коллекции характеризуют традиционные занятия немцев, их быт, интерьер жилища, утварь, одежду, духовную культуру. Разведение домашнего скота – одно из основных занятий немцев. Изготовление масла практиковалось в каждой сельской немецкой семье. В музейной коллекции насчитывается 8 маслобоек различных форм, форма для продажи масла объемом в 400 г (фунт, фунтница).

Домашняя утварь представлена в коллекции прялками-лежаками, столярными инструментами, рубелями, газетницами, игольницами, коромыслами.

Обширна коллекция изделий из ткани: постельные принадлежности, полотенца, салфетки для мебели, настенные панно, сумки. Все они украшены вышивкой, либо дополнены кружевом, фестонами. Вышивка один из самых распространенных и древних видов народного творчества. Вышивать умели все немецкие женщины. Рукоделием было заполнено все время, оставшееся от основной работы. Девочки обучались техническим приемам орнаментации с раннего возраста.

Ткань изделий традиционно белого цвета, но для панно иногда сознательно выбиралась темная ткань для создания большей живописности. В технике преобладает цветная гладь, «ришелье», двухсторонний и болгарский крест, реже ковровый шов (или вытянутая петля). Среди сюжетов для вышивки чаще всего встречаются растительные и цветочные мотивы.

На полотенцах вышивали пожелания «С добрым утром!», напоминания о чистоте и порядке (Reilichkeit der Kuchen Zierde»). Вязание кружев исполнялось крючком, иглой по сетке. Их подшивали к занавескам, подзорам, наволочкам, полотенцам.

Значительное место в коллекции занимают культовые предметы.

Характерной особенностью лютеранского немецкого интерьера вышитые или нарисованные панно с религиозно-нравственными изречениями – шпрухи (шпрахи). Подобные панно встречались в молитвенных домах лютеран, но, в основном, они изготавливались для дома и служили еще и для украшения интерьера.

В домах католиков были выставлены иконы (фотокопии) обычно в черной рамке и небольшие гипсовые фигуры Христа и Девы Марии. В интерьере католических домов встречались вышитые панно и полотенца и изображением ангелов, чаще всего такие панно использовались как прикроватные коврики для детских кроватей.

В коллекции значительное количество книг – Библии, молитвословы, сборники псалмов, в том числе переписанные в годы гонений на религию от руки.

Одежда в коллекции представлена мало, в основном это женская одежда, которая изготавливалась в семье – нижние женские рубашки, фартуки, воротнички.

Немногочисленна, но очень интересна коллекция атрибутов свадебного наряда – свадебные венки и нагрудное украшение для жениха, венки для серебряной и золотой свадьбы. Особенно интересен венок для серебряной свадьба, изготовленный из рыбьей чешуи и бус «под жемчуг». Его передала в музей жительница Лисаковска Ангелина Классен. Принадлежал венок ее свекрови, проживавшей на момент серебряной свадьбы в Петропавловске (в 70-х годах ХХ века) и заказавшей венок мастерице в Караганде.

В коллекции присутствует несколько предметов мебели колыбель, деревянный диван (шлафбанк), комод.

Значительна по количеству коллекция фотографий, в которую входят бытовые семейные фото и фото, запечатлевшие очень важные обряды в жизни семьи – свадьбы и похороны. Именно этим темам посвящено большее количество фотографий. Хронология фотографий конец XIX века – 80-е годы ХХ века. Кроме своего предметного значения фотографии, связанные с обрядами, имеют большое значение как источники по изучению обрядности немцев.

В экспозиции музея есть постоянный раздел, посвященный культуре немцев.

Работники музея немало уделяют внимания культуре немецкого этноса и в культурно-образовательной деятельности. В программу «Культура народов

Казахстана», разработанную сотрудниками музея, входит и занятие, посвященное культуре немецкого этноса.

При музее работает детский этнокультурный клуб «Атамекен». Работа немецкого отделения клуба представляет собой первые шаги учащихся в сфере научно- исторического исследования. Дети исследовали историю переселения немцев в Казахстан на основе изучения архивных источников, личных воспоминаний очевидцев событий, музейной библиотеки.

В феврале 2008 года на республиканский конкурс детских исследовательских работ по истории немцев «Колесо истории: вчера, сегодня, завтра» (организаторы: BIZ-образовательно-информационный центр в Казахстане, г.Караганда, Союз немецкой молодежи Казахстана, Немецкий дом, г.Алматы) была направлена исследовательская работа членов детского этнокультурного клуба «Атамекен» при Лисаковском музеее истории и культуры Верхнего Притоболья «Семейные истории и традиции немцев в Казахстане» (руководитель — Буданова Ю.П.), которая заняла I место. За победу на конкурсе Лисаковскому музею истории и культуры Верхнего Притоболья был присужден призовой грант Представительства Германского Общества по Техническому сотрудничеству (GTZ GmbH) на реализацию проекта «Дети пишут историю» (организация детского летнего этнографического лагеря).

Целями проекта были обозначены следующим образом:

  • cохранение культурного наследия потомков немецких колонистов в Казахстане для обеспечения в будущем условий диалога между прошлым и настоящим немецкого этноса;
  • формирование авангардной группы проводников идеи позитивного вклада немецкого меньшинства в культуру Казахстана из среды волонтеров, членов клуба «Атамекен».

В августе 2008 года дети, члены музейного клуба «Атамекен», выезжали в этнографические экспедиции по селам Костанайской области (Тарановский район – п.Евгеновка, п.Барсуковка, п.Мариновка, п.Нелюбинка, Денисовский район – п.Перелески, п.Крымский, п.Денисовка, п.Некрасовка, п.Антоновка, п.Шункырколь), работали в фондах Костанайского областного историко-краеведческого музея, Костанайского государственного архива. Во время занятий в Лисаковском музее члены клуба занимались обработкой результатов экспедиции (создание информационной базы на основе анкет-опросников, подготовка статей, подготовка буклета, изготовление схем планировки немецких домов). Результат проекта — сохранение в форме фото-, видеоматериала информации о современном состоянии немецких сел Костанайской области, а также традиционной культуре немецкой диаспоры в Костанайской области. Одной из тем изучения стали приемы домостроения, с которыми, к сожалению, сейчас можно ознакомится в разрезе, так как многие села, основанные немцами сто лет назад, либо совсем брошены и разрушены, либо наполовину. Фиксировались расположение дома относительно улицы, планировка жилого дома, техника и материал возведения стен, конструктивные особенности кровли, способы отопления.

В мае 2008 года Лисаковский музей истории и культуры Верхнего Притоболья выиграл грант по программе «Музеи Центральной Азии» (Нидерландский Гуманитарный институт Сотрудничества с развивающимися странами HIVOS, Центр современной культуры Дешт-и-Арт (г.Караганда) на создание мобильной выставки

«Прерванная нить», посвященной культуре немцев Казахстана. Проект был направлен на формирование позитивных межкультурных отношений между различными этническими группами в сообществе и имел своей целью презентацию культурного наследия потомков немецких колонистов в Казахстане.

Идея выставки – показать оставленный мир семейных реликвий и воспоминаний, который еще хранит тепло рук, прервавших нить, и вызвать рефлексию у зрителя:

«Утрачена ли навсегда традиция? Найдутся ли руки, чтобы связать прерванную нить?» Для ее реализации была создана мобильная конструкция – стена дома.

С наружной стороны стены по всей длине были расположены коллажи, на которых были использованы фотографии из семейных архивов немецких семей из Костанайской, Северо-Казахстанской, Карагандинской областей от конца XIX века до 70-80-х годов ХХ века. Парадные семейные фотографии, свадебные и похоронные фотографии, наивные любительские фото. Лица детей, стариков, счастливых молодоженов — своего рода большой семейный альбом. С обратной стороны стены – уголок дома, в котором были приготовлены к отъезду, но затем оставлены бесконечно дорогие вещи, фотографии, письма, библии – старые затертые десятками рук прежних поколений и переписанные от руки. Всем этим вещам не оказалось места в новой жизни – на далекой исторической родине.

Для того, чтобы натолкнуть посетителя на размышления о судьбах культуры немецкого народа, была использована оппозиция старое-новое, ушедшее-живущее. Для этого были использованы два вышитых панно, расположенных в противоположных сторонах от предполагаемого оставленного дома, одно старое, вышитое лет 50 назад, и другое – новое, выполненное в излюбленном немецком стиле, на котором вышивка выполнена не до конца. Авторам хотелось добавить ноту оптимизма в довольно грустную историю. Любой желающий посетитель может попытаться довышивать – буквально соединить прерванную нить культурной традиции.

В течение двух месяцев выставка побывала в трех музеях Костанайской области.

Последнее десятилетие отмечено активной деятельностью региональных организаций Немецкого общества «Возрождение». Но вместе с тем, в связи с массовым оттоком немецкого населения, возникли проблемы с культурной этнической самоидентификацией молодых представителей немецкой диаспоры и с общей презентацией культуры немецкого этноса всему гражданскому сообществу. Разрушаются оставленные немецкие села, представители старшего поколения уходят. Вместе с ними навсегда исчезает мир немецких семейных традиций, семейного уклада, составлявшего нравственный стержень многих поколений представителей немецкого этноса. Трансляция выставки «Прерванная нить..?» в музеях Казахстана различного уровня (в особенности в местах бывшего компактного проживания немцев) в качестве передвижной выставки может оказать определенное содействие культурной самоидентификации молодого поколения немецкой диаспоры и способствовать формированию ценностного представления о немецкой культуре у представителей других этносов.

  1. Черныш П.М. Очерки истории Кустанайской области. Кустанай, 1995
  2. Алексеенко А.Н. Немцы Казахстана в ХХ веке. Материалы международной научной конференции «история немцев Центральной Азии». Алматы, 1998

Оставьте свой комментарий

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь