Научное сообщество этнических немцев в Средней Азии и России: современное состояние и перспективы: Международная научно-методическая конференция . Караганда, 2008. – С. 153 – 156.

Буданова Юлия Павловна,

г.Лисаковск, Лисаковский музей

истории и культуры Верхнего Притоболья,

зав. сектором научно-экспозиционной и массовой работы

РОЛЬ МУЗЕЯ В СОХРАНЕНИИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ЭТНИЧЕСКИХ НЕМЦЕВ КАЗАХСТАНА

«Сохраняя материальные свидетельства прошлого, транслируя их современникам, сделать музей пространством для межкультурного диалога этносов и ценностного обмена между поколениями»

Миссия Лисаковского музея истории и культуры Верхнего Притоболья

    Миссия музея — это первое и, наверное, главное, что он может сказать о себе своим потенциальным партнерам и в целом обществу (как один из его институтов, призванных удовлетворять определенные социальные потребности).(1) Формулируя свою миссию, музей заявляет о своих целевых ориентирах и концептуальной модели учреждения. Если принять за основу модель культуры как коммуникативной системы, то музеи призваны содействовать трансляции культурных кодов во времени. Музей – это место, куда «попадают вещи, важные для трансляции культурных традиций».(2) В вычислительной технике трансляторами называют особые программы перевода описания алгоритма с одного языка программирования на другой. Экспонат музея представляет собой знак, символ, раскрытие которого дает нам наряду с эстетическим переживанием, некую информацию. Эта дешифровка текста музейного объекта является своеобразным дополнением к нашим уже имеющимся знаниям, она делает картину нашего представления более полной, развернутой. Посетитель музея относится к экспонатам как к тексту культуры. Объективно интерпретировать этот текст, внятно донести его смысл, создать условия для диалога культур – задача музейной экспозиции. В настоящее время утвердилась концепция музея как учреждения культуры, служащего стабилизации общества и отвечающего на его актуальные запросы путем презентации хранимых коллекций. Раскрытие их информационного и эстетического потенциала осуществляется посредством музейной коммуникации, механизм которой сходен с трансляцией культурных текстов в традиционных культурах. (3) Объективная интерпретация хранимого культурного наследия предоставляет возможность для самоидентификации. Особенно значителен потенциал музейного пространства в процессе формирования этнического самосознания. В психологической структуре этнического самосознания присутствует компонент осознания особенностей этнической культуры своей этнической общности. (4) Предметная среда, представленная в музее, является ценностнознаковой и необходимой для познания этнической культуры, осуществления полноценного диалога поколений. Актуальность активного привлечения музейного ресурса для представителей немецкого этноса подчеркивается утратой информации о материальной и духовной культуре народа в связи с депортацией в годы Великой Отечественной войны и невозможностью сохранения традиционной культуры в рамках тоталитарного общества. Лисаковский музей в 2000-2001 году работал в рамках образовательного проекта Фонда Сорос-Казахстан “Дети в диалоге культур”. В ходе реализации проекта был проведен ряд этнопсихологических исследований. В результате — выявлены этнические стереотипы с помощью методики проективного рисования(5), определен наиболее благоприятный возраст для изучения этнокультуры и обозначена проблема этнической самоидентификации у детей, родители которых принадлежат к разным национальностям.(6) В регионе Северного Казахстана особенно актуальна эта проблема для детей, один из родителей которых принадлежит к немецкой национальности. В такой ситуации, на наш взгляд, особенно важно обеспечить ребенку максимальную возможность получения информации о культуре немецкого этноса. Этнофункциональный подход к воспитанию детей в музейном пространстве (7), с учетом анализа проведенных исследований, мы осуществляем с 2003 года с помощью специальных музейных программ: Передача ценностей традиционной культуры, путем организации для детей интерактивной деятельности (создание предметов быта или обрядовой практики из музейной коллекции своими руками — реконструкция свадебного немецкого венка из воска, украшения для жениха, рождественского венка, майского дерева, пасхального куста и т. д.) Сбор информации об этнической истории немцев Костанайской области в ходе ежегодных этнографических экспедиций с точной фиксацией элементов домостроения, планировки сел и записью семейных историй. С 2001- 2007 гг. экспедиции побывали в селах Костанайской области (Шункырколь, Чебендовка, Ново-Ильиновка, Денисовка, Перелески, Мариновка, Нелюбинка, Апановка, Щербиновка, Покровка). В музее накапливается фото-, видеоматериал, который дополняет коллекцию предметов. Организация научно-исследовательской деятельности для детей с обязательным использованием ресурса Internet, архивных материалов и музейных коллекций. Результатом стало написание научно-исследовательских проектов: «Немцы Казахстана. История переселения», «Немецкий свадебный обряд», «Величие памяти», «Живые традиции», «Семейные истории и традиции немцев Казахстана» Проведение занятий в пространстве музейной экспозиции с использованием музейных коллекций. Деятельностный принцип позволяет сформировать группу активных участников общественных коммуникаций, способных оценить феномен исторического пути немецкого народа и осуществить в будущем сохранение культурного наследия. Таковыми являются постоянные члены детского музейного этнокультурного клуба «Атамекен». Музейные проекты, нацеленные на аудиторию взрослых, представляют собой совокупность полидисциплинарных выставок. Экспозиционные инновации в презентации материалов мы прослеживаем в использовании так называемых символических конфигураторов. На наш взгляд, модель современной выставки должна быть актом артинтервенции в сознание человека, говорить с ним на языке понятных ему культурных кодов и зрительных образов, удивлять, поражать его воображение новым взглядом на мир. «В условиях развитой экспозиционной структуры вещь прощается с самоизображением как единственной своей иконической функцией. Образ вещи отделяется от нее самой, встраивается в образную среду экспозиции и живет в ней по ее собственной целевой и композиционной логике. Отлетая от вещи, образ извлекает из нее жизненный смысл и энергию, перенося их в воображаемое пространство. Поэтому экспозиция не только символически выражает что-то, но и заряжает посетителей эмоциональной, ценностной энергией»(8) На основе имеющихся экспонатов Лисаковский музей истории и культуры Верхнего Притоболья в 2008 году готовит мобильную передвижную выставку, одним из образов которой будет нить, нить времени, нить судьбы. Главным экспонируемым материалом — предметы вышивки и рукоделия немецких мастериц. Традиция использования для вышивки изречений дает возможность трактовать не только утилитарные функции предметов рукоделия, но и духовные воззрения немецких переселенцев. В соответствии с миссией, Лисаковский музей выполняет свою функцию по сохранению историко-культурного наследия этнических немцев путем аккумуляции в своих фондах предметов материальной культуры и проведения научных исследований. Коллекция предметов немецкой этнографической коллекции Лисаковского музея насчитывает более 500 предметов. Постоянно ведется работа по научному описанию предметов и сбору новой информации. Коллекции музея демонстрировались на различных выставках как в городе Лисаковске, так и за его пределами. «Круг народов Казахстана», «Немцы Казахстана – круг истории», «Пути религий в Казахстане» — таков неполный перечень выставок, которые состоялись в Лисаковском музее и экспонировали немецкую этнографию. Предметы быта, религиозная литература немцев из музейной коллекции были представлены на выставке в Алматы в Немецком доме (1998 г.) Передвижные выставки неоднократно организовывались в учреждениях образования и культуры города Лисаковска. Наиболее представительной стала выставка «Das Geschenk unseren Freunden»(около 100 экспонатов), которая проходила в 2002 году во время областного фестиваля немецкой культуры «Begeisterung» в ДК «Союз». В 2004 году была проведена выставка творчества немецких мастеров «Den Menschen das Schone schenken»«Дарить прекрасное людям». Политические реалии современного мира делают актуальными проблемы формирования этнического самосознания у молодого поколения, решение которых неразрывно связано с обращением к традиционной культуре. Приобщение к культуре своего народа, осознание этнических особенностей своей общности (интериоризация этнических значений объектов этнокультурной среды) обуславливают формирование системы этнопсихологических свойств личности.(9) Значимым фактором в развитии этнической индивидуальности становится уникальный музейный ресурс со специфическим арсеналом убедительных средств.

1.Музей и коммуникация. Концепция развития Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В.Алабина /Под ред. Н.А.Никишина, В.Н.Сорокина. Самара, 1998, с. 47.

2. Бестужев–Лада И.В., Озерная М. Музей в системе культуры // Декоративное искусство, 1976, № 9, с. 7

3. Кузьмина Е.Е. Актуальные проблемы российского музейного дела // Материалы Internet.

 4. Хотинец В.Ю. Формирование этнического самосознания студентов в процессе обучения в ВУЗе // Вопросы психологии. 1998, № 3, с. 31-42.

5. Иванова Т.В. Изучение этнических стереотипов с помощью проективных рисунков // Вопросы психологии.  1998, № 3.

6. Буданова Ю. Возможности музейной педагогики в формировании этнического самосознания школьников. Из опыта работы // Этнопедагогический потенциал воспитания поликультурной образовательной среды: Республиканская научно-практическая конференция: сб. ст / Под общей редакцией Кожахметовой К.Ж., Димухаметова Р.С. –Костанай. 2001.  С. 221-223.

7. Сухарев А.В. Этнофункциональный подход к проблемам психопрофилактики и воспитания // Вопросы психологии, 1996, № 4, с.81-93.

8. Генисаретский О.И. Образные среды: Сб. «Упражнение в сути дела». М. 1993, с. 89. Тезисы лекций. С. Ковалевский (Красноярский Музейный Центр по проектно-исследовательской работе).

9. Хотинец В.Ю. Формирование этнического самосознания студентов в процессе обучения в ВУЗе // Вопросы психологии 1998, № 3, с. 31-42.

Оставьте свой комментарий

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь