Дирндль (нем.Dirndl; от Dirn — «женская прислуга») – женский национальный костюм, который был традиционной одеждой альпийских крестьянок и прислуги и имел региональные отличия. Костюм состоит из двух частей: блузы с корсетом и широкой юбки с обязательным ярким фартуком. Белая декольтированная блузка с пышными рукавами украшена воланами, корсаж на шнуровке подчеркивает талию. Изначально дирндль, как и мужской костюм, шили только из натуральных тканей: льна, шерсти, хлопка, лодена («вареной шерсти»). Использовали насыщенные цвета: голубой, синий, зеленый, красный и их оттенки. Современный дирндль сильно отличается от этнографических образцов, но сохраняет главные составные части костюма. Дирндль очень популярен во время проведения Октоберфеста в Баварии.
История экспоната: приобретён Е.В. Шик в г. Берлине в специальном магазине при пошивочной мастерской.
Сдатчик: Е.В. Шик, г. Костанай, 2016 г.
Местонахождение
ОО «Костанайский немецкий культурный центр «Возрождение»
Техника:основа изделия – тканевый контурный силуэтный мешок, набитый ватой. На концы контурного мешка надеты пластмассовые детали (голова, ручки, ножки). Причёски кукол выполнены из искусственного светлого волоса, оформленного в короткую стрижку.
Костюм Герты: платье (клетчатый ситец), панталоны (белый сатин с искусственным кружевом), блузка (белый сатин), на груди бабочка в тон платья, воротник (искусственный тёмно-синий бархат), носочки (белое трико). Костюм Пауля: штаны (ледерхозен) на помочах (тёмно-синий искусственный бархат, помочи — клетчатый синий ситец), рубашка (белый сатин, манжеты – синий клетчатый ситец), на груди бабочка в тон платья Герты, на голове берет, берет и воротник рубашки в тон штанов, носочки (белое трико). Одежда экспонатов выполнена в профессиональной кукольной мастерской из качественных тканей.
Произведено в ФРГ, г. Мангейм
Размер (габарит) экспоната (мм)
290 х 160 х 110
Датировка
2011 г.
Легенда
Костюмчики Герты и Пауля выполнены в стиле немецкой народной одежды. Как и у других кукол массового производства, их наряды включают только общие фольклорные элементы. Изготовители делают акцент на броских деталях, но в то же время тщательно выполняют мелкие части кукольного туалета: панталончики, рубашки, нижние юбки, носочки. Немецкие куклы вызывают интерес к Германии, истории, этнографии и обычаям страны. Особо популярны куклы в красочных костюмах из Шварцвальда и Баварии.
Сдатчик: Николаус Дерр, г. Дюссельдорф, 2012 г.
Местонахождение
ОО «Костанайский немецкий культурный центр «Возрождение»
Техника:основа изделия – тканевый контурный силуэтный мешок, набитый ватой. На концы контурного мешка надеты пластмассовые детали (голова, ручки, ножки). Причёска куклы выполнена из искусственного волоса, заплетённого в косу, зафиксированную ленточкой. Туловище куклы закреплено на вертикальной металлической оси, прикреплённой к подиумному кольцу. Подиум экспоната выполнен в виде кольца из стальной проволоки (3 мм).
Костюм: платье (зелёный бархат, отороченный белыми нитяными узорами по лифу и золочёными лентами и искусственными кружевами по подолу), панталоны (жёлтый искусственный шёлк), подъюбник (искусственная тюлевая сетка), блузка (жёлтый искусственный шёлк), на голове берет в тон платью. Одежда экспоната выполнена в профессиональной кукольной мастерской из качественных тканей.
Произведено в ФРГ, г. Дюссельдорф.
Размер (габарит) экспоната (мм)
290 х 160 х 110
Датировка
2009 г.
Легенда
Разнообразие немецких народных костюмов поражает своей красотой. Сувенирные куклы в национальных нарядах стали выпускать в Германии еще на рубеже XIX-XX веков. Отдельные экземпляры признаны как произведения искусства, а их костюмы соответствуют этнографическим образцам. Но с 1970-х гг. сувенирные куклы создают в расчете на массового покупателя: небольших размеров, ярко одетых и недорогих. Натуральные ткани, кружева, другие материалы заменены на синтетику. Костюмы на таких куколках можно назвать «условно народными». Изготовители делают акцент в одежде на каких-то броских деталях или же ограничиваются самыми общими элементами. Особо популярны красочные костюмы из Шварцвальда и Баварии. Но почти всегда обязательной частью кукольного туалета является нижнее белье: панталончики, рубашки, нижние юбки, носочки. Немецкие сувенирные куклы вызывают интерес к Германии, истории, этнографии и обычаям страны.
Сдатчик: Николаус Дерр, г. Дюссельдорф, 2012 г.
Местонахождение
ОО «Костанайский немецкий культурный центр «Возрождение»
Техника:основа изделия – тканевый контурный силуэтный мешок, набитый ватой. На концы контурного мешка надеты пластмассовые детали (голова, ручки, ножки). Причёска куклы выполнена из искусственного волоса, заплетённого в две косы, зафиксированные розовыми ленточками. Наряд куклы сделан в народном стиле: платье (клетчатый сатин), панталоны (белый ситец), гольфы (белое трико), блузка (белый искусственный ситец с кружевом по лифу), ботиночки (белая искусственная кожа с белыми нитяными шнурками). Одежда экспоната выполнена в профессиональной кукольной мастерской из качественных тканей.
Произведено в ГДР, г. Лейпциг.
Размер (габарит) экспоната в сидячем положении (мм)
220 х 110 х 85
Датировка
1983 г.
Легенда
Традиция наряжать кукол в фольклорном стиле возникла в Германии еще на рубеже XIX-XX веков. Костюмы на таких куколках можно назвать «условно народными». Обязательной частью кукольного туалета является нижнее белье: панталончики, рубашки, нижние юбки, носочки. Такие куклы вызывают интерес к Германии, истории, этнографии и обычаям страны. История экспоната: приобретён в г. Лейпциге в 1983 г. футболистом кустанайской команды «Буревестник» Г. Близнюком. Подарен в семью футболиста Валерия Вельмана в 1983 г. для племянницы Нины. Передан в музей перед выездом на ПМЖ в Германию.
Сдатчик: В. Г. Вельман, п. Заречный Костанайского р-на, Костанайской обл., 2015 г.
Местонахождение
ОО «Костанайский немецкий культурный центр «Возрождение»
Состояние экспоната – удовлетворительное, имеются частичные повреждения. От времени целлулоид стал хрупким и экспонат не подлежит перевозу. Волосы куклы (сделаны уже после войны, ориентировочно в 1950-х гг.) изготовлены из искусственного волокна, прострочены белой нитью и заплетены в две косы. Костюм состоит из юбки (чёрная шерсть), подъюбника (белый ситец с кружевом), блузки (белый сатин с кружевом), корсажа (чёрный ситец в горошек с нашитой красной ленточкой). Одежда дополнена поясом из латунной цепочки со стразами.
Размер (габарит) экспоната в сидячем положении (мм)
140 х 90 х 82.
Датировка
1928 г.
Легенда
История экспоната: кукла была куплена в г. Саратове в 1928 г. родственниками семьи Шефнер. В 1938 г. куклу подарили новорожденной Лизе Шефнер. В 1941 г. отца Лизы, который служил в РККА, посадили в лагерь, где он и умер через год. Лизу с мамой в 1941 г. депортировали из г. Энегльс. Во время сборов девочка очень просила маму взять с собой ее любимую куклу. Мама, чтобы девочка не плакала, разрешила ей самой нести свою куклу. Мама с дочкой поселились в п. Калиновка Фёдоровского р-на Костанайской обл. Кукла со временем переходила к родным детям и внукам Елизаветы Александровны Павлюк (Шефнер). Елизавета Александровна умерла в 2006 г. Её родственники перед отъездом на ПМЖ в Германию передали куклу в музей. Сдатчик: С.А. Шефнер, г. Костанай, 2015 г.
Местонахождение
ОО «Костанайский немецкий культурный центр «Возрождение»
Строительство Волжской рокады. 1942 г. Фото //https://stalingrad.rusarchives.ru/dokumenty/otsypka-nasypi-zheleznodorozhnogo-polotna-tachkami
Т. Волкова, комментарии: Давид Вик, немец, родился в Казахстане в 1916 г. Еще до начала войны он был призван в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии, чем был очень горд. В сентябре 1941 г. началось массовая «чистка» Красной армии от лиц немецкого происхождения, растянувшаяся на несколько месяцев. Изъятие немцев-красноармейцев из армии происходило внезапно и безо всяких объяснений. Их формировали в отдельные воинские соединения и отправляли в тыл, иногда прямо в «трудовую армию». Так боец Красной армии Давид Вик внезапно стал трудармейцем. Он строил железную дорогу для фронта — знаменитую Волжскую рокаду.
Вик Д. Неужели это можно забыть? Как строили дорогу Свияжск – Сталинград // Индустриальная Караганда. 18 декабря 1989.
[Извлечения из текста:]
На фронт нас не послали, а отправили на станцию Сырдарья разгружать военное оборудование, вывезенное с западных территорий. <…>[Мы] …были горды тем, что делали нужное дело во имя победы над общим врагом. Так мы работали до мая 1942 г. В мае получили приказ, и наш взвод в составе тридцати восьми человек отправили в неизвестном направлении. <…>
На станции Свияжск нас встретили солдаты военизированной охраны с огромными собаками. Выстроили на перроне. Предупредили: «Шаг влево, шаг вправо считается побегом, будем стрелять без предупреждения». Мы сначала растерялись, а потом спрашиваем, на каком основании мы арестованы. На нас кричали: «Не разговаривать в строю! Прямо, шагом марш!»Повели в лагерь. Условия жизни были невыносимыми, иначе как нечеловеческими их не назовешь. Территория была ограждена колючей проволокой в восемнадцать рядов. На четырех углах, на высоких вышках, стояли солдаты (вохровцы), вооруженные автоматами. <…> Таких зон для советских немцев было от Свияжска до Сталинграда несметное число.
Любой мог обозвать нас фашистами. Нам не разрешалось встречаться с родственниками, с товарищами, нас приравнивали к заключенным, одевали форму заключенных. Женщин – красавиц – рваные бушлаты, старые, поношенные ватные брюки и чуни превращали в чудищ. На работу водили под дулом винтовок. Если кто-нибудь из членов бригады не выполнял дневное задание, всей бригаде не давали ужин, держали на трассе. И не только летом, но и зимой, при сорокаградусном морозе. <…>
Это был небывалый трудовой героизм: дорога Свияжск-Сталинград была построена за шесть месяцев. Она была построена по заданию ГКО [Государственного комитета обороны] и имела огромное значение для подготовки наступательных операций 1942 г. под Сталинградом.
И. Гарвардт. Память. (Центральная часть триптиха «Память»)
Материал
Холст, масло, дерево
Размер
670 мм Х 530 мм
Датировка
1999 г.
Легенда
Инесса Гарвардт, 1938 г. рождения (г. Камышин, ныне Волгоградская область РФ), проживает в г. Смоленске. В 1941 г. в возрасте 3,5 г. с матерью была депортирована в Казахстан в п. Асенкритовку Тарановского р-на Костанайской обл. Уже позже Инесса узнала, что ее отец и его братья сгинули где-то в Сибири. Из воспоминаний И. Гарвардт: «Голод. Голод. Голод — первые годы всегда хотелось есть. Мы были готовы съесть всё, что только можно. А потом школа, меня научили читать по-русски, и я читала запоем. Я люблю Россию и люблю Казахстан, я люблю людей и не люблю войну. Я люблю рано ушедшую из жизни маму и совсем не помню отца, но я его очень крепко люблю…». Инесса не профессиональный художник, но в к. 1990-х гг. начала писать картины, которые она носила в памяти с детства. Поэтому первая большая работа – триптих — названа «Память». Автор подарила эти картины известному историку российских немцев к.и.н. Владимиру Андреевичу Ауману, который в 2018 г. передал их на свою казахстанскую родину в музей ОО КОНКЦ.
Местонахождение
ОО «Костанайский немецкий культурный центр «Возрождение»
И. Гарвардт. Дети собирают колоски. 1948. (Вторая часть триптиха «Память»)
Материал
Холст, масло, дерево
Размер
670 мм Х 578 мм
Датировка
1998 г.
Легенда
Инесса Гарвардт, 1938 г. рождения (г. Камышин, ныне Волгоградская область РФ), проживает в г. Смоленске. В 1941 г. в возрасте 3,5 г. с матерью была депортирована в Казахстан в п. Асенкритовку Тарановского р-на Костанайской обл. Уже позже Инесса узнала, что ее отец и его братья сгинули где-то в Сибири. Из воспоминаний И. Гарвардт: «Голод. Голод. Голод — первые годы всегда хотелось есть. Мы были готовы съесть всё, что только можно. А потом школа, меня научили читать по-русски, и я читала запоем. Я люблю Россию и люблю Казахстан, я люблю людей и не люблю войну. Я люблю рано ушедшую из жизни маму и совсем не помню отца, но я его очень крепко люблю…». Инесса не профессиональный художник, но в к. 1990-х гг. начала писать картины, которые она носила в памяти с детства. Поэтому первая большая работа – триптих — названа «Память». Автор подарила эти картины известному историку российских немцев к.и.н. Владимиру Андреевичу Ауману, который в 2018 г. передал их на свою казахстанскую родину в музей ОО КОНКЦ.
Местонахождение
ОО «Костанайский немецкий культурный центр «Возрождение»
И. Гарвардт. Осень в Казахстане. 1944. (Первая часть триптиха «Память»)
Материал
Холст, масло, дерево
Размер
670 мм Х 600 мм
Датировка
1997 г.
Легенда
Инесса Гарвардт, 1938 г. рождения (г. Камышин, ныне Волгоградская область РФ), проживает в г. Смоленске. В 1941 г. в возрасте 3,5 г. с матерью была депортирована в Казахстан в п. Асенкритовку Тарановского р-на Костанайской обл. Уже позже Инесса узнала, что ее отец и его братья сгинули где-то в Сибири. Из воспоминаний И. Гарвардт: «Голод. Голод. Голод — первые годы всегда хотелось есть. Мы были готовы съесть всё, что только можно. А потом школа, меня научили читать по-русски, и я читала запоем. Я люблю Россию и люблю Казахстан, я люблю людей и не люблю войну. Я люблю рано ушедшую из жизни маму и совсем не помню отца, но я его очень крепко люблю…». Инесса не профессиональный художник, но в к. 1990-х гг. начала писать картины, которые она носила в памяти с детства. Поэтому первая большая работа – триптих — названа «Память». Автор подарила эти картины известному историку российских немцев к.и.н. Владимиру Андреевичу Ауману, который в 2018 г. передал их на свою казахстанскую родину в музей ОО КОНКЦ.
Местонахождение
ОО «Костанайский немецкий культурный центр «Возрождение»
В. Животягов – Руррель. Зимой 1943. Памяти моих братьев
Материал
Холст, масло, дерево
Состояние экспоната: экспонат в хорошем состоянии, нет декоративной рамки (так экспонат поступил в музей).
Размер
700 мм Х 650 мм
Датировка
1993 г.
Легенда
Инесса Гарвардт, самодеятельная художница из г. Смоленска, в годы войны ребенком была депортирована в Костанайскую обл. . Основная тема её творчества — воспоминания о жизни. И. Гарвардт сотрудничала с другими художниками, имеющими немецкие корни, которые пишут о войне и тех страшных годах. В. Животягов-Руррель тоже пережил войну, но в оккупации, в Смоленской области. Автор подарил эту свою работу вместе с картинами И. Гарвардт известному историку российских немцев к.и.н. Владимиру Андреевичу Ауману, который в 2018 г. передал её на свою казахстанскую родину в музей ОО КОНКЦ.
Местонахождение
ОО «Костанайский немецкий культурный центр «Возрождение»